Алексей Бородин - человек поступка

6 июня юбилей отмечает потрясающий режиссер и, что особенно хочется подчеркнуть, человек Алексей Бородин. Ему 80. Из них 40 стоит у руля одного из лучших театров страны - Российского молодежного (РАМТ). Рожденный в день рождения Пушкина, без сомнения, он наделен божественным даром.

Алексей Бородин - человек поступка

Из досье "МК": Алексей Бородин родился в китайском городе Циндао. В 1968 году окончил ГИТИС, курс Юрия Завадского. Ставил спектакли в Смоленске и в Студенческом театре МГУ, с 1973 по 1980 год возглавлял Театр юного зрителя в Кирове. С 1980 года и по сей день руководит РАМТ. Имеет премии Президента России и премии Правительства России, награжден орденом Дружбы и орденом Почета, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней. Бородин отмечен множеством театральных премий, включая премию "Московского комсомольца", премию К.С.Станиславского за вклад в развитие театральной педагогики.

Честное слово, об Алексее Владимировиче писать одно удовольствие независимо от того, юбилей у него или очередная премьера. Наверное, потому что он, прожив восемь десятков лет, так и не научился жить кривя душой, лукавить, лавировать, стремясь быть приближенным к временщикам сильных мира сего. Его риторика и дела никогда не расходились перпендикулярно. А как иначе воспитывать неокрепшие души новых поколений, которые с ходу чувствуют фальшь взрослых, умело вещающих со сцены о морали, добре, вечном, в то время как сами они далеко не про доброе с вечным, а от морали вообще далеки.

У Бородина и на сцене, и в жизни гамма жизненных ценностей и эмоций - точно определенная и без лукавств. Белое - это белое, черное - черное. А между этими двумя полюсами - палитра красок, которыми он оформляет театральную жизнь в РАМТ. Это совсем не про него - "Что хотел сказать автор?" У него о сложном и очень сложном - ясно и, что особенно важно, чисто. Классика ли это, современная драматургия - всегда повод для разговора и размышлений, а не для одноразового хайпа. Но разговора при этом не скучно-серьезного, а изобретательного, острого, порой рискованного. Он может вывести действие своих постановок за пределы зала, поменять местами зрителей и артистов. Смонтировать, например, три пьесы в трехактный спектакль ("Участь Электры" Юджина O’Нила), ювелирно прочертив важнейшие сюжетные линии.

Это РАМТ Бородина первым показал публике детектив Бориса Акунина ("Эраст Фандорин"). Первым в России, вслед за Королевским Национальным театром в Лондоне и Линкольн-центром в Нью-Йорке, поставил трилогию Тома Стоппарда "Берег утопии". А это не просто спектакль - 8 часов сценического действия, более 70 персонажей, 35 лет истории. И впервые в практике мирового театра все три части - "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег" - выпущены одновременно, игрались в один день и держались в репертуаре 10 сезонов.

Можно долго рассказывать о выдающемся педагоге Бородине, взрастившем в ГИТИСе плеяду актеров, многие из которых работают сейчас в РАМТ. О том, как режиссер Бородин умело сплетает эпохи, стили, драматургические принципы, версии и контрверсии исторических событий - тому доказательства его спектакли по Булгакову, Пушкину, Акунину. Можно восторгаться тем, что у него на сцене всегда живая музыка и как он работает с художником Станиславом Бенедиктовым, как художественно внедряет в нашу жизнь публицистику, убеждая зрителя, что театр - это немного больше чем театр. Но не только об этом в его день.

Вот он встречает гостей в фойе. Какие там 80 лет? Всегда строен, прямая спина, подтянут. Наблюдателен, глаз точный. Лишнего не скажет. Воспитание сказывается во всем - в негромком и тихом разговоре, расположении к тому, с кем говорит, нет суетливости. Он добрый, даже мягкий человек. Но надо знать худрука РАМТ: в острые, решающие моменты жизни он умеет собирать внимание людей, быть твердым и совершать резкие неожиданные поступки, которым нельзя не аплодировать.

Два из них, без сомнения, останутся в истории. Первый - Алексей Бородин только что прилетел в США. Многочасовой перелет, естественно, устал, но, услышав о том, что директор его театра Софья Апфельбаум, проходившая по делу Седьмой студии как свидетель, заключена под домашний арест, он тут же разворачивается и возвращается в Москву. Его постоянно можно видеть в зале суда, где от духоты и невыносимости происходящего плохо становится даже молодым.

И второй поступок, который отчего-то некоторые его коллеги явно не оценили или не последовали. Бородин первым из московских возрастных худруков объявляет имя своего преемника. Сколько угодно можно сокрушаться о пустой скамейке запасных для главных режиссеров и худруков, произносить с важных трибун важных заседаний речи о необходимости воспитывать творческую смену - ситуация не меняется, потому что не очень то хотят менять ее сами худруки. А Бородин берет и называет имя молодого режиссера Перегудова, которого назначает главным режиссером РАМТ с перспективой воспитать не вообще, а конкретного преемника. И в этом весь Алексей Бородин - художник, Мастер, человек поступка, чести и достоинства.

А Мастер почивать на лаврах не собирается: после "Горя от ума", премьеры этого года, в которой он предложил по-новому взглянуть на извечную проблему противостояния личности и эпохи, времени и человека и дал прозвучать гениальному тексту Грибоедова, не навязывая собственных интерпретаций, он приступает к репетициям нового спектакля - "Душа моя Павел" по роману Алексея Варламова. А еще думает о постановке новой пьесе Стоппарда "Леопольдштадт".

Мы поздравляем Алексея Владимировича Бородина с днем рождения и желаем ему хранить не только свой любимый РАМТ, своих артистов, но и себя.


Марина Райкина
"Московский комсомолец"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.