"Неравнодушный рок" помогает хосписам

В РАМТе - расшифровываю, делая ударение и восклицательные знаки на каждом слове: в Российском! Академическом! Молодежном! Театре! - благотворительный рок-концерт в пользу хосписов. Как сказал ведущий Артемий Троицкий, рок-концерты сами по себе сегодня редкость, а уж такие участники…

Для начала нам представляют сцену про еретиков и язычников из спектакля Адольфа Шапиро "Рок-н-ролл" по одноименной пьесе Тома Стоппарда. А потом выступает легендарная чешская группа The Plastic People of the Universe. Это не какие-то там еретики, а самые настоящие язычники, реально сидели в тюрьмах, их прессовали, Чехословакия была страна маленькая, а эти волосатые пели свободно, ни на кого не оглядываясь, теперь их страна называется Чехия, но они были и остаются настоящими героями рок-н-ролла. Один из них, такой же волосатый, как в юности, только уже седой, и под семьдесят ему, берет микрофон и говорит: "Наивно думать, что всяким там дурацким режимам под силу уничтожить один рок-н-ролл". Он говорит это просто, почти что между прочим, без патетики и пафоса, но по-мужски очень сильно. Потом группа исполняет свои песни, целый концерт в концерте, и такая запредельная музыка, что я завидую сама себе как слушательнице. И такого счастливого Троицкого ни в жизни, ни на сцене никогда не видела, он прямо-таки кричал: "Старые хиппари, которых я в зале вижу, - должны оценить, что это такое!"

(С одним таким хиппарем, Сашей Липницким, я говорила после концерта, и Саша сказал: "Эта культовая чешская группа приехала к нам не лабать, не халтурить, не на корпоратив, как многие другие западные группы, а совершенно безвозмездно, как посланцы самого настоящего рок-н-ролла. Они вернули мне ощущение моей молодости".)

Кстати, все музыканты и артисты участвовали в этом рок-концерте без гонораров. Первое время билеты продавались туго, а потом раскупили все. В переполненном зале - много молодежи и даже совсем маленьких детей.

Главный режиссер РАМТа Алексей Владимирович Бородин говорит о роке как символе свободы и деятельной жизни. Мне очень нравится: деятельная жизнь! Главврач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова была человеком деятельной жизни и человеком формы, радости и легкости.

Когда на сцене появляется Том Стоппард, он сразу включает самоиронию: "Пару слов, прежде чем я спою свою песню…" Но дальше - очень серьезно: "В этот момент сошлось много дорог: музыкальных, литературных, политических, исторических, и в первую очередь - дорог любви. Я горд, что моя пьеса послужила поводом для этого события - помочь хосписам".

Потом пел Вася Обломов. В "тексте слов" у Васи много особистов и чекистов, точно, как в пьесе Стоппарда, Вася пел песню "С чего начинается Родина": "… со страха попасть в заложники… с первой бутылки водки в школьной библиотеке… с сигарет поштучно…" И восклицал удивленно-радостно: "Никогда эту песню в театре не пел!" А когда в другой уже песне попросил подпевать слова "унылое г…", больше всех оживились в зале дети. Маленький мальчик, сидящий рядом со мной, с восторгом спросил маму: "Это то слово, на которое я подумал?" Потом был Василий Шумов и группа "Центр", это Шумов организовал концерт и выпустил альбом в поддержку Троицкого, когда на того посыпались судебные иски. Шумов пел "Всё наше - навсегда" и вспоминал, как опускался листочек в избирательную урну - и выбирался Брежнев, и вот это "всё наше", похоже, навсегда. Но я думаю, пока такие песни поют открыто, не таясь, то это "всё наше", черт его побери, точно не навсегда.

Ингеборга Дапкунайте, член Попечительского совета фонда помощи хосписам "Вера", участвовала в концерте, по ее собственным словам, не как актриса, а как "сказательница "спасибо" всем, кто купил билеты и пришел поддержать хосписы. Но не удержалась и, лихо бросив на пол кожаную куртку, без всякого музыкального сопровождения спела дивной красоты литовскую народную песню - в память об ушедших от нас Веры Миллионщиковой и Галины Чаликовой.

22 августа прошлого года в концерте на Пушкинской площади пела замечательная Маша из группы "Барто". Аппаратуру тогда на пятитысячный митинг милиция не пропустила, и Маша пела с кузова грузовика в мегафон, после чего ее постоянно стали вызывать на Петровку, 38. И вот сейчас Маша тоже отвязалась по полной, и это была не просто свобода, а очень талантливая свобода!

А потом был Юрий Шевчук. Он только вчера сдал новый альбом. Сказал извиняюще: "Два месяца был режиссером и разучился играть на гитаре". Да какой там разучился! Шевчук пел: "Я покинул их стан. Все мои авторитеты мертвы". Пел про сумерки перемен, и про любовь ("Когда ты со мною рядом, я восхитительно пьян"), и про то, как нельзя врастать в мертвую жизнь, и про то, что есть только свобода, и она ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдается.

В столице был дождь, и шел унылый съезд "Единой России". А в этом зале - другая Москва, другая страна. Все - и на сцене, и в зале - классные, свободные и радостные. Жизнь не мертвая, а живая. И совпадает с энергией достоинства.

Вере Миллионщиковой обязательно понравилось бы. И Юре Щекочихину, чьи пьесы шли в РАМТе, - тоже.

P.S. Дочь Веры Миллионщиковой и президент фонда "Вера" Нюта Федермессер после концерта поехала в хоспис и была там почти до утра. Глубокой ночью позвонила мне и радостно сообщила: "Сбор от концерта "Неравнодушный рок" и от продажи книги Стоппарда "Рок-н-ролл" с автографом Тома - один миллион девяносто девять тысяч восемьсот пятьдесят рублей!"

В сутки стационару хосписа на 30 коек необходимо:

60 памперсов - 1800 рублей
120 штук впитывающих пеленок - 2400 рублей
150 пар одноразовых перчаток -  1200 рублей
15 капельниц - 135 рублей
200 одноразовых шприцев - 400 рублей
10 катетеров - 320 рублей
10 мочеприемников - 150 рублей
Итого: 6505 рублей в день. Много это или мало? Решайте сами.

Интернет-адрес благотворительного фонда помощи хосписам "Вера": hospicefund ru.
Контактные телефоны: 8 499 245-75-78,  8 903 295-56-14.

Зоя Ерошок
"Новая Газета"

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.