Тот, кто есть / 40 лет А.В.Бородин возглавляет РАМТ

Пропустить эту важную дату невозможно. 40 лет возглавляет РАМТ (бывший Центральный детский театр) Алексей Владимирович Бородин! Десятилетия промелькнули незаметно - правда, вероятно, только для повседневной жизни тех, кто находится в зрительном зале. Мы, что называется, и оглянуться не успели, как после незабываемой дилогии "Отверженные" по роману Виктора Гюго (пьеса Никиты Воронова) с нетерпением ждали новых и новых спектаклей этого режиссера, ученика Юрия Завадского, уехавшего в Киров, откуда доносились слухи о его интереснейших работах.

А вскоре Бородин был приглашен в Москву и, как происходит совсем нечасто, не стал ломать того, что сложилось за десятилетия существования этого театра, а "встраивал" в определенную систему собственные этические и эстетические пристрастия. И это удалось ему вполне, что с каждым годом становилось все более очевидным. Рядом были его единомышленники, с которыми работал в Кирове - сценограф Станислав Бенедиктов, режиссер, ученица Марии Осиповны Кнебель Елена Долгина, не только ставившая спектакли, но и взявшая на себя непростую завлитскую работу. И труппа стала полностью разделять убеждения своего художественного руководителя, его интеллигентность, деликатность, умение настолько точно распределять роли, что они органически соединялись не только с профессиональными навыками, но порой и с личностными качествами артистов.

Алексей Бородин отличается подлинным педагогическим даром - не случайно его ученики, целым курсом принятые в труппу РАМТа после окончания ГИТИСа (РУТИ), вливались в коллектив естественно, принимались "стариками" доброжелательно, с готовностью помочь. Этот педагогический дар помог Бородину раскрыть в тех, кто давно служил детскому театру, новые, порой им самим неведомые черты.

Перечислять все спектакли, поставленные Алексеем Бородиным за четыре десятилетия - труд напрасный и неблагодарный. Но невозможно забыть, сколько бы лет ни прошло, "Алешу" В. Ежова и Г. Чухрая, "Ловушку № 46, рост второй" и "Между небом и землей жаворонок вьется" Ю. Щекочихина, "Баню" В. Маяковского, "Короля Лира" У. Шекспира, "Наш городок" Т. Уайлдера, "Беренику" Ж. Расина, "Дневник Анны Франк", "Лоренцаччо" А. де Мюссе, "Эраста Фандорина" и две версии "Инь и Ян" Б. Акунина, "Вишневый сад" А.П. Чехова, трилогию "Берег утопии" и "Проблему" Т. Стоппарда, "Участь Электры" Ю. О'Нила, "Нюрнберг" Э. Манна, "Последние дни" в которых Бородин объединил А.С. Пушкина, М.А. Булгакова и Б. Акунина.

Да и другие остались в памяти...

Более 10 лет назад Алексей Владимирович Бородин осуществил интереснейший проект. В одном из интервью он сказал: "В какой-то момент вдруг появились молодые режиссеры, которым стали интересны большие театры, и тогда мы придумали проект "Молодые режиссеры - детям". Проект выявил новые режиссерские имена, поспособствовал обновлению репертуара для малышей и подростков, дал понять молодым режиссерам, что ставить для такой аудитории - чрезвычайно увлекательно.

А еще в РАМТе появились и продолжают появляться новые площадки, и спектакли, показанные на них, поставленные тоже, в основном, молодыми режиссерами, пользуются огромным интересом не только детской, но и взрослой публики. Попасть на них непросто - и в силу небольшого количества мест, и по причине заинтересованности зрителей.

Вот так и промелькнули четыре десятилетия. И есть уверенность в том, что Алексей Владимирович Бородин по-прежнему полон энергии открытий, готов к экспериментам сам и с участием привлекаемых режиссеров. Жизнь в этих старых стенах, помнящих многое, кипит и постоянно обновляется - и это счастье для тех, кто находится по обе стороны рампы.

В одном из недавних интервью Алексей Бородин сказал очень важные слова, которые сегодня можно услышать все реже и реже: "По натуре я не диктатор и всякую диктатуру презираю, так что старался всегда сочетать: вести театр вперед и одновременно оставаться тем, кто я есть, ничего из себя не изображая".

Браво, Алексей Владимирович! Только вперед и только так!

Старосельская Наталья
"Страстной бульвар, 10"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.