"Чехов-GALA": о неудачах с любовью

Российский академический Молодежный театр и его художественный руководитель Алексей БОРОДИН внесли свою лепту в празднование юбилея Чехова. Шутливые одноактовки великого драматурга превратились в один спектакль "Чехов-GALA". Вышло, как в жизни, - смешно до колик и грустно хоть плачь.

О том, какой в сущности абсурд - наша жизнь, Чехов написал еще полтора века назад. С тех пор эта грустная истина становится все очевиднее. Но показывать ее можно по-разному - Алексей Бородин решил сделать это, заставив зрителя хохотать над комедиями положений. Чеховские одноактные пьесы часто называли пьесами-шутками, - их "водевильную основу" обожали зрители. Режиссеры, актеры и даже великие. Лев Толстой, к примеру, жаловал больше остальных "Медведя", читал вслух семейству и друзьям.

В РАМТе "Медведь" стоит в одном ряду с "Предложением", "Свадьбой", "Юбилеем" и сценой-монологом "О вреде табака". Поскольку по замыслу режиссера одна пьеса как бы перетекает в другую, и все пять сценок из жизни разыгрываются почти одновременно, у зрителя возникает чувство, что он катается на карусели. Однако вся эта круговерть оправдана, - нелепая суета сует очевиднее со стороны. Поневоле задумаешься, а разве не так же живем мы? И какой в этом смысл?

Смысла и правда немного. Абсурдные ситуации, которые разыгрывают герои, беспроигрышны в качестве комедийных... Самая эффектная - все тот же "Медведь". "Вдовушка с ямочками на щеках" Елена Ивановна Попова (Мария РЫЩЕНКОВА) полгода не выходит из своей комнаты, оплакивая смерть неверного мужа, и проводит дни в презабавных беседах с его портретом. Однажды в ее владения врывается помещик Григорий Степанович Смирнов (Илья ИСАЕВ), прося уплатить по давнему векселю покойного супруга. Вдовушка отвечает, что не может даже думать о деньгах, когда у нее такое горе. Смирнов произносит целую тираду о женщинах, которые, по его мнению, все до единой глупые кривляки. Ссора заканчивается вызовом на дуэль. Но постреляться у парочки не получается: Смирнов объясняется в любви, после чего следует "продолжительный поцелуй".

Дуэт Марии РЫЩЕНКОВОЙ и Ильи ИСАЕВА смотрится здесь эффектно и убедительно. Пылкость, с которой герои ненавидят друг друга, вызывает улыбку. Финальное любовное примирение и вовсе приводит публику в восторг. Фарсовая суть происходящего почти неуловима, публика "считывает" только легкий сюжет.

Но "Медведь" - скорее счастливое исключение из чеховских правил. Это идеальный водевиль, так сказать, вишенка на торте. "Цыган не заработает того живым медведем, что я заработал дохлым", - писал Чехов Суворину.

Остальные одноактовки совсем не об этом, они как раз о нелюбви. Житейские рассуждения (вроде тех, что произносит герой "Предложения" Иван Ломов - "Станешь дожидаться настоящей любви, то можно и вовсе не жениться"), опошляющие всякий брак будни, "проклятый вещизм" и прочее… Чеховская грусть по поводу людского несовершенства отчетливо слышна в каждой из этих одноактовок.

Хотят герои "Предложения" - Наталья Степановна Чубукова и сосед ее Иван Васильевич Ломов - объясниться друг у другу в светлых чувствах. Но мелочность берет верх, и попытка сделать предложение оборачивается грандиозной ссорой из-за собак ("Папа дал за своего Откатая 85 рублей, а ведь Откатай куда лучше вашего Угадая").

Пошлая затея сыграть свадьбу по расчету приводит к еще более пошлой затее - непременно пригласить за праздничный стол генерала. Жених Эпаминонд Апломбов возмущается "дерзким обманом тещи Настасьи Тимофеевны" - вы, мол, обещали генерала, где генерал?

Или вот - "Юбилей". Пока "старуха в салопе" Мерчуткина окончательно не выводит из себя не имеющего никакого отношения к ее делам председателя правления банка Шипучина, она из банка не выходит. В итоге ей дарят запрашиваемые 25 рублей, "чтобы отстала".

Стихия трагикомедии, это, безусловно, стихия Чехова. И в спектакле Бородина она передана идеально. Глупость и пошлость людей с их бессмысленными затеями еще заметнее на сцене. И смешнее.
 
Кроме того, на связь всех со всеми (все мы - одинаковые) в спектакле намекают постоянно: в первом углу сцены герои одной пьесы чихнули, во втором - герои совсем другой истории сказали "будьте здоровы". В результате рождается ощущение, что все заодно, и зрители тоже - чеховские герои.
 
Замыкает цепь жизненных бессмыслиц пронзительная сцена-монолог "О вреде табака" - Иван Иванович Нюхин (Алексей МАСЛОВ), "муж своей жены, содержательницы музыкальной школы", по ее велению читает гостям лекцию о табаке. Но начав разговор, сбивается на рефлексивный рассказ о "загубленной жизни". Кульминацией сценического действия становятся его слова, произнесенные в гулкой тишине зрительного зала: "Бежать, бросить всё и бежать без оглядки... куда? Всё равно куда... лишь бы бежать от этой дрянной, пошлой, дешёвенькой жизни....".

Последняя его фраза - "Сказал, и душу облегчил" - ставит жирную точку в спектакле. В ней заключен весь пафос постановки. И неверие в перемены к лучшему, и тоска по несбывшемуся, и жалость к людям со всеми их проблемами и планами, которым из-за всяких глупостей не суждено стать реальными. Почему так? - да потому что они, как и мы, - люди. Которых грустной и светлой любовью любил Чехов. И которых сегодня с таким же чувством изобразил в своем спектакле Бородин.

Наталья Витвицкая
"Ваш Досуг"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.