"Черная курица" ручной работы

Что с нами происходит, когда пороки берут над нами верх? Этим далеко не детским вопросом озаботился Российский молодежный театр (РАМТ) в премьерном спектакле "Черная курица", адресованном детям. Как на него ответили и как реагировали дети, с родителями заполнившие зал до отказа, наблюдал обозреватель "МК".

Сказка "Черная курица" написана участником войны 1812 года Алексеем Перовским, вошедшим в историю литературы как Антоний Погорельский. Язык произведения - соответствующий времени: красивый, литературный, образный, но многие слова вряд ли будут понятны поколению гаджетов. Постановщики учли этот момент и к программке приложили словарик со словами как то: занемочь, неучтиво, империал, розги, чухонка и т.д. В общем, грамотный подход к произведению дидактического характера. Однако никакой дидактики здесь не наблюдается.

Напротив, с первой картины ясно, что "Черную курицу" показывают в театре как кино. Во всяком случае, кинематографический подход к постановке обозначает удивительный питерский художник Эмиль КАПЕЛЮШ: посредством жестких черных кулис на сцене он образует экран. И в нем сначала теневым театром проходят все персонажи - юные воспитанники столичного пансиона, их начальство, а потом они же вместе с главным героем - мальчиком Алешей - и черной курицей возникают, как в театре. Алеша - мальчик хороший, добрый, спасает жизнь обыкновенной курице, судьба которой известна - оказаться в кастрюле чухонки, не имеющей возраста. Но курица из этой замечательной сказки оказывается волшебной и открывает Алеше подземное государство.

Если реальную жизнь мальчишек XIX века режиссер Екатерина ПОЛОВЦЕВА поместила в театральный экран, то жизнь подземная представлена волшебным образом. Причем без использования видео и прочих технологий - завораживающая ручная работа создает таинственный мир. Необычные объекты и конструкции из металла с помощью актеров, помещенных в них, передвигаются в этом мире, а игра света (очень хорошая работа Сергея ВАСИЛЬЕВА) создают особую атмосферу. Глядя на эту красоту, даже удивляешься сознательному отказу постановщиков от технических эффектов, которые с легкостью используют сегодня театры.

В "Черной курице" призваны кукольный, теневой театр, элементы перформативного искусства. И в результате дидактика, заложенная Антонием Погорельским - как должно вести себя детям, чтобы вырасти добропорядочными взрослыми, - воспринимается органично и естественно. Мальчик Алеша, которого подземные жители в благодарность за спасение Чернушки (в подземном мире Министра) наделили волшебным даром, занесся над товарищами и поплатился за свою гордыню. И узнал, что с нами происходит, когда пороки берут над нами верх. Философская история рассказана настолько увлекательно и талантливо, что притихший зал в конце взрывается не только аплодисментами, но и радостными криками, как на стадионе во время футбольного матча.

Можно поздравить как творческую команду, так и актерскую. Роли яркие не только у главных исполнителей - Виктора ПАНЧЕНКО (Алеша), Максима КЕРИНА (Черная курица, Министр), Алексея БЛОХИНА (Учитель, Король), но и у мужского ансамбля, изображающего мальчишек и подземных жителей. Что примечательно, на поклонах технического состава, обеспечивающего магическую красоту подземного государства, оказалось чуть ли не вдвое больше, чем работающего на сцене.

Марина Райкина
"Московский комсомолец"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.