В каждой сказке есть доля сказки

Родители! Отправляясь с ребенком на новую премьеру в РАМТе, спектакль "Черная курица", не забудьте, а вернее, вспомните, что книга Погорельского это не счастливая сказка, не радостная история с нравоучительной моралью. Что-то было такое таинственное, мрачное, даже зловещее в этой, казалось бы, обыденной детской повести про мальчика Алешу, нафантазировавшего себе встречу с волшебной Черной курицей и оказавшегося в подземном царстве. Детское воображение трепетало от чувства чего-то неуловимо страшного и непонятного, чем веяло со страниц повести, а детский ум отмечал и не совсем верил в рациональное объяснение произошедшего с главным героем, дескать "заболел и все ему приснилось".
 
Все эти волнительные ощущения будут присутствовать и в новом спектакле, для которого сложно обозначить возрастные рамки, позволяющие не воспринимать его как horror (слишком рано) или детскую выдумку (уже поздно).
 
Черная курица стала проводником Алеши в магический мир, подземное царство со своим королем и жителями, со своими законами и требованиями, который не менее реален, чем материальный мир. На пути перехода они встречают двух голландских старушек, странного кота и других невообразимых уму персонажей, которых нельзя трогать и с которыми нельзя общаться, потому что они "разбудят" неких грозных рыцарей-стражей. Вообще, использование термина "перехода" само по себе всегда идет в связке с эзотеричностью, которой эта сказка, надо признать, насыщена очень плотно. Как можно "перейти" из реального мира в мир грез, сновидений, тонких материй, пятое измерение?
 
В спектакле это показано потрясающе - с помощью прозрачных колышащихся пластин, которые искажают перспективу и размывают контуры фигур настолько убедительно, что вызывают у зрителя головокружение и чувство дезориентации в пространстве - настоящую шаманскую трансформацию сознания. Декорации "нижнего мира" и костюмы его обитателей, выполненные в космо-футуристичном духе Сальвадора Дали, производят ошеломляющее впечатление на зрителей. Оригинальная сценография ярко подчеркивает разность двух миров - лаконично-обыденного, в котором живут мальчики из санкт-петербургского пансиона XIX века. и причудливо-фантастического, сюрреалистического мира подземных жителей, который есть то ли сон, то ли явь.
 
Спектакль получился непростым, многогранным, многосмысловым, а с учетом того, что Алексей (Алеша) Погорельский, автор книги, был масоном (Антоний это его псевдоним) еще и чрезвычайно загадочным.
 
В основе лежит вполне здравая мысль - таланты нам не принадлежат, они подарок от Создателя, распоряжаться ими надо бережно и честно, без гордыни, лени и тщеславия, иначе последует наказание. Наказание тоже своего рода опыт, особое переживание, осознание содеянного и раскаяние способствуют духовному росту человека. Чтобы расшифровать все "уровни подтекста" зрителю придется доверять собственной интуиции, внутренним подсказкам о том, что здесь есть правда, а что вымысел, чему можно верить, чему нет, а не послушно соглашаться с предлагаемым готовым резюме.
 
Черную курицу, Чернушку великолепно сыграл Максим КЕРИН, который сказал, что в работе над ролью ему помог опыт, приобретенный в театральном училище на первом курсе, в виде студенческих тренингов, когда пластикой и голосом нужно показать то или иное животное так, чтобы зритель сразу догадался кто это. Также он часами смотрел видео и ходил в зоопарк наблюдать за курами, их поведением, пытаясь поймать их характер. Перед ним стояла сложная задача, с одной стороны, быть курицей, с другой быть гипертрофированным сказочным персонажем, который рождается в воображении Алеши и становится его другом, наставником, заменяя даже отчасти родителей.
 
По словам режиссера-постановщика Екатерины ПОЛОВЦЕВОЙ, художник-постановщик спектакля заслуженный художник России Эмиль КАПЕЛЮШ сотворил чудо, совместив обычный театр с кукольным. В постановке можно увидеть большое разнообразие кукольного мира: и теневой театр, и тростевые куклы, куклы большие и куклы маленькие, есть даже японские.
 
Весь спектакль выстроен как танец, в нем много сцен, где каждое движение отточено и кажется естественным, в этом есть большая заслуга хореографа Дмитрия БУРУКИНА. В спектакле "за кадром" невидимой остается большая постановочная труппа, которая постоянно перемещается за декорациями и кулисами, работа там идет сложная и без остановки.
 
Спектакль психологический и философский, не оставит никого равнодушным, а финал все же не столь безутешен как в книге. Черная курица простит Алеше его слабости и подарит слова любви. Это очень важно - быть прощенным за дурные поступки и быть любимым. Вот так создателями спектакля в каждого зрителя будут заложены волшебные зернышки доброты, порядочности и благородства, которые когда-нибудь обязательно дадут свои всходы.

Наталья Анисимова
Русский блоггер
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.