"Четвертый богатырь" в РАМТе

В РАМТе снова премьера. Молодежный театр всегда работает с точным прицелом на возрастную аудиторию. Но новая постановка по пьесе молодого и талантливого драматурга Родиона Белецкого "Четвертый богатырь", вероятно, стала исключением. Пугаться не стоит!  Спектакль без сомнения ждет зрительский успех. Но дело в том, что возрастная рекомендация для него практически универсальна: "Богатырь" способен зацепить скучающего  и требовательного подростка, приведет в восторг видавшего виды школьника начальных классов и  абсолютно точно не оставит равнодушным пяти-шестилетнего детсадовца. Именно так и произошло с моими тремя разновозрастными детьми, каждый из которых увидел, считал и запомнил что-то свое в этой смешной, шумной и "острой" постановке Натальи ШУМИЛКИНОЙ.
 
Богатырская тема популярна: не считая культового мультипликационного цикла о приключениях Илья Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, в прошлом году на экраны вышла зажигательная семейная кинокартина в жанре фэнтези "Последний богатырь", ставшая самой кассовой за 2017 год. Но, кстати, надо отдать должное РАМТу: театр задумал  своего "Богатыря"  раньше полного метра. Работа велась медленно, но того стоила. И если вы являетесь поклонником мультика (мои дети, например, его обожают) или смотрели фильм, то с легкостью представите себе формат новой постановки: весело, современно и многопланово.
 
Прошло время  славных побед и сражений. Разбежались, раздружились между собой защитники Земли Русской: Илюша на печи лежит - ноги не ходят; Добрыня у неприятеля на службе; Алеша на базаре торгует. А в  краю родном злобный и сильный Ворг властвует с непобедимым воинами, у которых вместо голов репы на плечах. И некому до славных богатырей достучаться, чтобы они силушку свою проявили и захватчиков одолели. Нашелся лишь один смельчак: простачок Филя; сумел к каждому подход найти и старых друзей против врага объединить. А Ворг, между прочим, страшную вещь задумал - уничтожить царскую библиотеку. Что же тут такого страшного, спросите вы? Неприятно, конечно, но не смертельно. Ан нет!
 
Ворг - имя созвучное то ли вору, то ли врагу. А сжечь библиотеку - это значит уничтожить память людскую. Нет памяти - нет страны.  Жива память - жива и страна. Чем не национальная идея? Ворг в спектакле хоть внешне и напоминает Кощея Бессмертного (а временами даже и Змея Горыныча с тремя головами), но злодей все-таки басурманский (Денис БАЛАНДИН). Недаром действие сказки разворачивается на фоне домов-башен в азиатском стиле (художник Кирилл ДАНИЛОВ).
 
Неожиданные и ироничные образы богатырей вполне оправданы. Илья Муромец (Иван ВОРОТНЯК) ведь и правда 33 года "не владел" руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов. А былина "О Добрыне Никитиче в отъезде" рассказывает, как богатырь целых 6 лет в Золотой Орде пропадал. Добрыня в спектакле (Изнаур ОРЦУЕВ) - это богатырь с длинной черной басурманской косой, с навыками восточных единоборств, с портфелем вместо оружия и в услужении у Ворга . И наконец, Алеша (Алексей БОБРОВ): в былинах часто упоминается его хромота и слабость, тогда как сильные его стороны - хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Именно эти качества вполне могли бы привести Алешу на рынок в качестве прижимистого, знающего толк в торговле, купчика. Таким он и предстает в спектакле.
 
Так и будут они втроем время от времени застывать на авансцене с гордым видом, управляя невидимыми конями, с горшками на голове вместо шлемов, оживляя бессметное творение Васнецова.
 
В "Богатыре" потрясающая хореография (Дмитрий БУРУКИН) и пластика (Изнаур ОРЦУЕВ). Здесь танец, слово и действие - единое, гармоничное целое. Но все-таки ритм и динамику всего спектакля определяют именно точные, емкие пластические образы. Это, например, движение персонажей против сильного ветра, борьба с непогодой; или совершенно гениальные сцены поединков и сражений с забавными увертками, замедленными разворотами и световым решением. Это одни из самых красивых и запоминающихся сцен в спектакле, и мои мальчишки, конечно же, ими вдохновились.
 
В спектакле всего два женских персонажа: мать Ильи (Татьяна МАТЮХОВА) и его невеста (Виктория ТИХАНСКАЯ). Но именно они делают историю еще более объемной, и решающая роль в победе богатырей  над злом отведена им. Есть в этом житейская правда, как ни крути. А кто же все-таки  четвертый богатырь, спросите вы? Свой среди чужих, чужой среди своих? Узнаете сами на  последних минутах спектакля. Не могу лишить вас такого удовольствия.

Светлана Бердичевская
Портал "Театр - детям"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.