Кот гуляет по Москве

Известно, что лучший фильм о нашей столице - "Я шагаю по Москве". Теперь о ней появился и лучший спектакль, хотя в названии ничего московского и в помине нет. "Дни Савелия" по одноименному роману Григория Служителя поставила в РАМТе режиссер Марина БРУСНИКИНА. Причем на улице. С подробностями из дворовых переулков-закоулков - обозреватель "МК".

Столица и ее жители глазами животных

На Москву предложено посмотреть глазами... животины из семейства кошачьих по кличке Савелий. Впрочем, у него, как у всякого большевика-подпольщика, будет много имен - Август, Сергеич, кто-то там еще. Это не простой кот, а кот-философ, который бродит по Москве в поисках смысла жизни. Фантазия? Конечно, но весьма убедительная, обаятельная, ироничная и очень московская.

Марина Брусникина, режиссер для РАМТа не новый, вывела своего котика из здания Академического театра на улицу. Зрителей собирают в фойе, не оснащают, как это часто бывает в театральных бродилках, никакими наушниками, а предлагают пройти на экскурсию по родному городу. Кот хоть и бродячий, но "Дни Савелия" не типичная бродилка.

За очень короткий отрезок маршрута, огибающего здание РАМТа, а заодно и станцию метро "Театральная", получаем информацию о Большом и Малом театрах, о частной опере Зимина и других заведениях позапрошлого века, располагавшихся в этой локации. Экскурсия как экскурсия, но вскорости гид заведет зрителей (не более 60 человек) в подворотню, и они окажутся в небольшом пространстве с баннерами разного назначения - магазин, реклама, всякая хрень, иногда не видимая со стороны фасадов домов. Типичный московский двор где-то на Таганке, а именно в Шелапутинском переулке - здесь-то в коробке из-под бананов и появится на свет миляга-котенок вместе с двумя сестрами и двумя братьями. Мама-кошка (Нелли УВАРОВА) разродится посреди двора, рассказывая по ходу дела, что чувствовала, кто появился на свет и как она нарекла детенышей.

Режиссер Брусникина, которая всегда удивительно тонко и умело работает с прозой, в "Днях Савелия" буквально превзошла себя. И это превосходство над собственным мастерством заключается в особой, точно бесшовной режиссуре: когда текст, произнесенный актерами, совершенно незаметным образом перетекает в действие и тут же возвращается к слову. Все просто, естественно, как будто и не театр перед тобой вовсе, а сама московская жизнь, по которой путешествует Савелий, - до боли знакомые и любимые наши площади, парки, переулки, городские туалеты на бульварах. Москвичи - одинокие и семьями, счастливые и одинокие, мечтающие о своем кусочке счастья.

И вслед за ним путешествуем мы: из первого двора проследуем в узкий, как садовый шланг, коридор с низким потолком - он упирается в обычную уборную, где в это время слесарь что-то починяет, да еще и ворчит. Оттуда по старой лестнице попадаем во второй двор, где уже для нас приготовлены трибуны - занимайте, граждане, свободные места. В нем-то пройдет большая часть жизни Савелия.

Брусникина займет все пространство, захватит лестницы, несколько окон, и мизансцены, таким образом, будут в перекличке: земля-небо-высота. Что важно понимать - за некоторыми окнами в это же самое время идет обычная жизнь театра, например, бухгалтерии, где сводят дебет с кредитом, или отдела кадров. В этот момент сотрудники вынуждены пригибаться, чтобы их не было видно зрителям и чтобы невольно не поломать мир, что в данный момент выстраивает режиссер с артистами.

У восьми актеров, занятых в необычном спектакле, множество ролей - человеческих, кошачьих, и только один среди них - кот Савелий - незаменим. Виктор ПАНЧЕНКО совершенно замечателен в своей кошачьей независимости и свободе, философии москвича, а не приезжего. Его окружают - разные поколения, разные характеры, студентки, карьеристы, смотрительницы и охранники в Третьяковке, алчные менты и простодушные гастарбайтеры и даже живодеры… Москва и москвичи со своим прошлым и настоящим. Попадая в семью, Савелий остроумно поведает историю внезапной страсти между молодыми людьми, результатом которой на свет появился мальчик Витя, который на улице подберет Савелия и назовет его Августом. А Савелий, сфотографировавшись со всем семейством Вити на фоне живописного ковра, покинет этот добрый дом и попадет в другой - к самодостаточной поклоннице йоги Галине.

Двор, где одна история сменяется другой, видимо, особым образом влияет на существование артистов в спектакле - их игра удивительно свободна, легка и бодрит своим азартом, как прозрачный осенний воздух. Великолепная девятка - Виктор Панченко, Дарья СЕМЕНОВА, Нелли УВАРОВА, Алексей БЛОХИН, Тарас ЕПИФАНЦЕВ, Денис БАЛАНДИН, Мария РЫЩЕНКОВА, Вера ЗОТОВА и самая юная Антонина ПИСАРЕВА обаяли зрителя, и тот не видит себя со стороны - как сидит и беспричинно лыбится. Причина одна - талантливая игра в талантливо придуманном и сделанном спектакле по талантливому сочинению.

Вот на импровизированной эстраде квартет барышень, наверное, как из 50-60-х годов, поет "Московскую ночь" из репертуара Шульженко. А через какое-то время Тарас Епифанцев на этой же эстраде даст такого Стаса Михайлова, заставив всех танцевать под его "Для тебя - рассветы и закаты, для тебя..." чего-то там еще. И эта мизансцена станет тестом на зажим - но не артистов, а публике. Только истинно свободные граждане покинут трибуны и будут отрываться в неистовом танце во дворе перед эстрадкой.

Но... Среди персонажей, как животного, так и человеческого происхождения, ходит одна Персона и довольно долго не включается в общее действие. Только потом станет ясно почему. Это кошка, которая гуляет сама по себе и которую встретит Савелий, полюбив ее на всю жизнь, и наконец обретет смысл жизни, который искал. На площадке металлической лестницы, выстроенной давным-давно во дворе где-то на уровне второго и третьего этажей, эта пара исполнит шутливый "Дуэт кошек" Россини. Музыкальный руководитель постановки Алена ХОВАНСКАЯ очень тонко выстроит музыкальное оформление спектакля из звуков, советских песен, шансона, прелюдии Баха…

Хорошо, что осень в Москве в этом году выдалась на редкость не холодная, но постановщики как чувствовали, что через час зритель начнет подмерзать и его надо уводить погреться. Последняя локация "Савелия" - котокафе, где находят приют Савелий с возлюбленной Гретой. Котокафе, как и другие локации, очень хорошо показывают современную Москву не только по внешним приметам, но и по реалиям дня. Вообще, это очень московский роман и очень сегодняшний московский спектакль. Со своими радостями, маленькими трагедиями, зеркалящими глобальные. И печалями, точно как у героев Шекспира.

Марина Райкина // "Московский комсомолец"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.