Никаких девяти жизней у тебя нет - жизнь одна

В Российском академическом Молодежном театре премьера спектакля "Дни Савелия" по одноименному роману Григория Служителя. Действие разворачивается в потаенных двориках, куда, как говорится, не ступала нога зрителя. Режиссер Марина БРУСНИКИНА - не первая, кто решил поставить "бродилку", однако оригинален выбор произведения, ибо главное действующее лицо здесь - кот. Он родился в коробке из-под бананов где-то на Таганке и исколесил почти всю Москву, а все ради того, чтобы найти смысл жизни.

Впрочем, интересен здесь не только главный персонаж, но и те, кого он встречает на своем пути. Получился своего рода портрет москвича. Особый антураж создает сама обстановка: вместо громоздких декораций - уютные дворики РАМТа, подсобные коридоры. Но посмотрите, до каких мелочей все продумано: повсюду кошачьи миски, сантехник чинит унитаз, домик для кошечки, уличные музыканты… Погружение в атмосферу происходит постепенно. Сначала ты какое-то время держишься отстраненно; кажется, что это не спектакль вовсе, а какой-то перформанс, или артисты решили вспомнить свои студенческие годы. И не успеваешь заметить, как уже сам в прямом смысле слова танцуешь под музыку Стаса Михайлова, как кидаешь монетку нищему и разговариваешь с дядей Колей, как занимаешь места в котокафе - и вот ты уже член одной большой "стаи"…

Уже сам текст романа слушать - одно удовольствие. Яркий, насыщенный, образный… Донельзя наполненный смыслом и лирикой. А с помощью артистов и режиссерских находок он становится еще и весьма объемным, влетая то в правое, то в левое ухо, то в оба сразу - как только голова не кружится! Впрочем, у кого-то может и закружиться, особенно от того, что по ходу действия все больше приходится смотреть не перед собой, а наверх. Но когда в поле зрения попадает чистое голубое небо, а потом появляются облака, а где-то проехала машина, из окна выглядывают какие-то персонажи, то кажется, ты уже и сам - не то кот, не то человек. И как-то иначе начинаешь смотреть на многие вещи, и как-то тепло становится на сердце, особенно в сцене, где Савелий с подбитым глазом встречает Грету. Да, это любовь навсегда. Да, это и есть смысл жизни. "Все проходит", - постоянно повторяет смотритель Третьяковки Сергеич, но есть то, что остается в наших сердцах навсегда - это любовь.

История кота Савелия - это не просто описание жизни четвероногого. Это и характер, и нрав Москвы, и философские размышления о любви и жизни. Зачем все оставлять на потом? Будет ли это "потом", или нужно успеть все сейчас? В чем настоящий смысл жизни? Что такое свобода? Насколько высоко можно залезть, чтоб не сильно больно упасть? И почему "страх - это всегда предчувствие утраты"? "Я" никакого еще не было, и ничто никак не называлось…" Так, как же найти это свое Я? Откуда оно берется, из чего складывается и как закаляется? И будь ты кот или человек, сначала упорно ищешь свое собственное Я, а потом оно неожиданно превращается в МЫ - вот тогда, пожалуй, все только и начинается… Не так ли?

Елена Вилле // Мир24
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.