РАМТ ищет ответ, "ради чего" это все

Откуда, из каких шумеров и месопотамий пошла
эта глупая традиция заделывать котами душевные бреши?
Григорий Служитель. Дни Савелия

Все же умеет Марина Брусникина видеть театральность в произведениях, изначально для сцены ну никак не предназначенных! И второй ее талант - не превращая прозу в "традиционную" пьесу, не раскладывая ее на банальные диалоги, выносить оригинальный (и всегда прекрасный!) авторский текст на публику.

Со свойственной ей невероятной любовью и осторожностью подошла Брусникина и к роману Григория Служителя "Дни Савелия", создав совершенно чудесный и единственный в своем роде спектакль, "обитающий" во внутренних двориках РАМТа.

История такая: главный герой рождается в старом "Запорожце", живет в коробке из-под бананов, теряет мать и сестер (отца же он ни разу в жизни не видел), судьба швыряет его из дома в дом, от одних чужих людей к другим, приходится даже ютиться в парке - в старой собачьей будке… Не пугайтесь, дело в том, что Савелий - кот.

Дебютный роман Григория Служителя (по "основной профессии" - артиста СТИ) описывает "одну кошачью жизнь", и эта книга - одна из лучших, прочитанных мной за последнее время (замечу, что приступила к ней я по пути из театра домой и проглотила за несколько часов даже без перерывов на кофе, что для меня практически нереально).

Прекраснейший язык, легкий и беглый слог, симпатичный юмор, красивейшие метафоры, тончайший психологизм безо всякой занудности (что характерно, автор с легкостью "проникает" не только в головы персонажей-людей, но и в неизведанный кошачий мозг, "не очеловечивая" излишне главного героя, но, напротив, постоянно напоминая о его животной сути)… Искренне рекомендую: прочитайте этот роман. Вам будет хорошо на всем его протяжении, а финальная светлая печаль - из тех, что очищает.

И, если вы еще книгу не открывали, а на спектакль пойти собираетесь (только теперь этого не получится сделать аж до весны - из-за того, что постановка идет только в более-менее теплое время года), то мой совет таков: сначала - РАМТ, потом - роман. Поясню: в книге есть несколько смысловых линеек, не затронутых Брусникиной (это нормально и правильно, когда режиссер умеет вычленить главное для своего детища без потери общей сути и ценности авторской задумки, а не заставляет зрителей мучительно страдать, прожевывая на протяжении нескольких часов все содержание первоисточника от и до). Потому познакомьтесь с сочинением Служителя в превосходной интерпретации артистов РАМТа и только затем читайте оригинал, дополнив сюжет несколькими интереснейшими вкраплениями (в спектакле, действительно, не нужными - в том, который придумала Брусникина со товарищи).

Поиск себя и смысла собственной жизни - как говорит Савелий, поиск своего "ради чего". Вот что заставляет нашего героя метаться по всей центральной части Москвы. И пусть он, как истинный кот, не слишком-то привязывается к приютившим его людям (не хозяевам - "патронам"), уходя в тот момент, когда считает нужным, но каждый их них оставляет в его душе определенную зарубку.

А для людей Савелий - средство для исцеления душевных ран (да, даже для того старика с палкой, подкараулившего кота в парке Горького). И его совершенно не устраивает подобная "должность". В конце концов, Савелия никто не спрашивал, когда выбирал в свои утешители. Не его это стезя.

И уже после потери красоты и здоровья к Савелию приходит покой и любовь - в лице бездомной кошки Греты. Только вопрос - надолго ли?..

Кот-философ - казалось бы, идея не новая. Но Савелий говорит нашим, современным языком (роман был написан в 2018 году, потому все реалии спектакля вполне актуальны), его размышления - слишком человечьи для кота и… слишком "зверские" для нас, людей. Потому, возможно, они и кажутся совершенно человеческими.

На наших глазах новорожденный котенок превращается сначала в подростка, потом - в молодое, полное сил животное, к финалу становясь умудренным жизнью калекой. Меняются его взгляды, его представление о мире, его осознание добра и зла. И все равно: это - кот, потому до последних дней он в чем-то останется похожим на ребенка. Это прекрасно читается в романе Служителя. Это же безупречно передала в своей постановке и Марина Брусникина.

Никакой "кошачьей" пластики, костюмов с ушками и хвостами. Режиссер творит спектакль от лица кота - существа, которое точно не ощущает себя в чем-то ниже, нежели люди. Перед нами действуют равноправные и равноценные личности - и неважно, к какому биологическому виду они относятся. (Тут интересно, что Савелий, как истинный кот, поглядывая на своих "патронов" эдак свысока, все же признает в них полноправных партнеров.)

Спектакль сменяет несколько локаций - как главного героя помотало по столице, так же и зрители шествуют из точки к точке, дабы достичь финала. Брусникина начинает жизнеописание Савелия в фойе РАМТа, надолго отправляет публику на улицу - в оба внутренних дворика театра, а в итоге приводит в Белую комнату.

Это - и спектакль-экскурсия (тем более, что гид - Денис Баландин - начнет действо с того, что выманит всех присутствующих наружу и расскажет о здании РАМТа), и интерактивная постановка (а столь тесный контакт со зрителями приводит к неизбежным диалогам с ними и небольшим импровизациям). Но главное - что это великолепное театральное произведение с удивительно изобретательной режиссурой.

Самые интересные сцены, безусловно, - те, которые происходят во двориках. Кажется, каждый сантиметр пространства был исследован Брусникиной, чтобы так или иначе "сыграть" в спектакле.

И снова - фирменная "брусникинская" детальность, внимание к мелочам, истинно женская, глубокая эмпатия (как водится у Марины, без излишней сентиментальности и "розовых соплей") ко всем персонажам - вне зависимости от их пола, возраста и степени отвратительности. Брусникина для меня - один из интереснейших режиссеров, умеющих творить невероятные миры.

"Дни Савелия" - та самая "театральная правда" (искусственная по сути своей, но гармоничная и органичная в каждом нюансе), которую я так ценю. Здесь будет смешно. Будет грустно (и очень!). Будет драйвово - особенно в момент приглашения всех желающих присоединиться к танцам под Стаса Михайлова. И - бесконечно интересно.

Я не буду описывать какие-то режиссерские находки и ходы - потому что это на самом деле нужно видеть (а я не хочу портить вам впечатление спойлерами). После спектакля я написала: "Спасибо за шедевр!" И за эти слова я поручусь.

Тонкая, цельная, умная, чувственная постановка - она, однозначно, входит в тройку моих фаворитов прошлого сезона (а премьера "Дней Савелия" состоялась 24 сентября 2021 года, потому, хоть я и посмотрела спектакль только что, внесу его в свой личный хит-парад сезона 2021/2022).

И все это великолепие - в исполнении шикарных артистов РАМТа. Виктор Панченко - Савелий, стопроцентный кот не по внешности, но по сути своей. Идеальное попадание в образ, в этого героя нельзя не влюбиться. Жаль, что Виктор - в реальной жизни не кот, точно забрала бы домой, к своим двум.

Плюс королевский актерский ансамбль, сменяющий по ходу действия массу образов: Денис Баландин, Алексей Блохин (попугай Игги, ты мой кумир!), Тарас Епифанцев, Вера Зотова, Антонина Писарева, Мария Рыщенкова, Дарья Семенова и Нелли Уварова. Эти люди оставались абсолютно правдивы даже в те моменты, когда им приходилось форсировать голос, чтобы перекричать дождь, стучавший по металлическим крышам дворика. (Да и вообще, не представляю, как это: играть спектакль, когда на тебя льет с небес, и делать это так, будто никаких "спецэффектов" от природы не наблюдается.)

Здесь та самая актерская легкость, которая делает спектакль праздником, ради которого мы на него и приходим (даже если сюжет, как в данном случае, отнюдь не радостен). Только режиссер и артисты знают, какими силами был достигнут такой результат. А зрители - они просто наслаждаются.

Да что там - я лично вообще не заметила, что легкая морось сменилась на вполне себе ощутимую дождину. Мне было не до подобных мелочей - я крутой спектакль смотрела. А эти ваши непогоды - кому они важны в такой момент?! И, мне кажется, со мной согласилась бы вся публика.

(К слову, РАМТ заботится о своих зрителях: изучив прогноз погоды, уже на входе работники театра предлагали зрителям дождевики - а потом и пледы раздали, чтобы точно никто не ощутил дискомфорта. Я так боялась, что из-за осадков спектакль отменят - ан нет, РАМТ был готов ко всему. Еще и атмосферней вышло, честное слово.)

Так что запомните это название - "Дни Савелия". Сей спектакль просто обязан оказаться в багаже каждого уважающего себя театрала. Я - счастлива, что увидела и прочувствовала его. И вы не отставайте!

…люди соревнуются между собой: у кого качественнее
тот клей, которым они прикреплены к этой жизни.
Григорий Служитель. Дни Савелия

PS. Просканируйте QR-код, который увидите на столиках в финальной сцене. Он ведет на сайт кошачьего приюта. Может, и своего "Савелия" там найдете. А он - вас.

Ирина Петровская-Мишина // Musecube
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.