Душа моя Павел

Алексей Варламов написал текст, интересный многим, особенно взрослым. Это одна из лучших его книг. Это его жизнь, бывшего студента-филолога, но, конечно, профессионально закрученная в довольно острый сюжет, в центре которого простой наивный паренек Павел, который попал в филологию, как кура в ощип. И не растерялся, не побоялся конфликтовать с однокурсниками, и не только с ними. Не победил, конечно. Систему победить невозможно. Может, и можно, но не быстро.

Алексей БОРОДИН отнесся к тексту с пиететом. Он ему созвучен, и режиссер не стал перешивать его на себя, сооружать параллельную реальность. Но придумал вместе с художником (Станислав БЕНЕДИКТОВ) и остальной командой динамичное и смелое движение на сцене, создал острый, прямо-таки "кинжальный" ритм. И оркестрик уместно встраивается (хотя, на мой взгляд, его многовато). Все это решило дело. Внимание не расслабляется, разве что первые полчаса кажутся затянутыми, пока не зарождается интрига. Но это же беда любой экспозиции.

Однако, в данном случае главное не то - как, а то - о чем (хотя в "о чем" заложено "как", само собой). Это о том, что многие сидящие в зале (люди в возрасте) пережили после оттепели. О тяжких разочарованиях, безбашенной дерзости, надеждах, трусости, отчаянии, уг. О том, чем была когда-то наша жизнь. И вдруг оказалось - жизнь осталась таковой, какой была. Ну зачем нам то, что происходит сейчас, когда оно уже не раз происходило с нами! И всегда кончалось плохо! И зрительный зал благодарно отзывается, как будто только и ждал, что кто-то это, наконец, скажет! Талантливо и пронзительно!

И ведь мир не рушится, когда эти реплики звучат и зал отзывается! Мы никого не предаем! Мы просто высказываемся! Просто задаем вопросы! Которые и в 12 веке задавались! И будут задаваться. Мы просто хотим участвовать в обсуждении этих вопросов, а не молчать в тряпочку! Хотя осознаем, как незначительны мы и наши мнения! И не претендуем на значительность!

Тем более вот же, есть он, "душа моя Павел", который думает и говорит "правильно", как надо тем, кому надо, и старается переубедить "неправильных" юных филологов, которые поначалу смотрят на него искоса, с подозрением и недоумением. А потом принимают к себе, потому что это оказался не просто Павел, а "душа моя Павел". А потом вдруг решают, что удобнее и выгоднее жить "правильно", как Павел. Она побеждает, эта "правильная" точка зрения на свою жизнь. Поскольку жизнь - увы, не литература.

Но ведь побеждает и человечность! Муза все-таки подписывает нечестное письмо, чтобы спасти Павла от исключения! Павел для нее важнее компромисса с совестью. Потому что он человек, а компромисс - нет. Человек важнее компромиссов, завоеванных чужих территорий, лозунгов, законов, статистики.

Это мудрый спектакль Алексея Бородина и Алексея Варламова. Это смелый спектакль театр РАМТ. Это спектакль честный и нужный.

Лев Яковлев // журнал "Вторник"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.