Не волк по крови

РАМТ продолжает рифмовать свои премьеры с проблемами современности. За реконструкцией тоталитарного общества в "Волне Галины Зальцман и гимном свободе "Эзопа" Владимира Мирзоева последовало размышление о конце прекрасной эпохи и взрослении - масштабный спектакль "Душа моя Павел" в постановке художественного руководителя театра Алексея Бородина по роману Алексея Варламова.

Действие происходит в 1980 году. На филфак МГУ чудом поступает Паша Непомилуев - недоучка из военного городка. Он верит в коммунистическое далеко, любит читать, но не знает элементарных правил орфографии. Вместе с другими студентами Пашу отправляют "на картошку", тут-то он и узнает всю правду "о времени и о себе.

Инсценировка Полины Бабушкиной вышла громоздкой и сухой. Спектакль вязнет в долгих полилогах, как обреченный первокурсник филфака на сыром картофельном поле. Отчасти пьеса уязвима из-за того, что рассказчик здесь Паша - вся конструкция пьесы обрамлена его письмами к отцу. Если бы текст сократили и отдали роль рассказчика нескольким актерам, позволив им говорить от третьего лица, получилось бы гораздо динамичнее.

Алексей Бородин выделил в постановке два кульминационных момента - своего рода обряды инициации героя. Структуралист Данила читает Павлику "Слово о полку Игореве - тот, естественно, ничего не понимает, но интуитивно улавливает в звучании нечто живое и подлинное. И если Данила открывает для него поэтический мир, то фольклористка Люда - мир чувственный. Она уводит Пашу в соседнюю деревню и, оставшись наедине, соблазняет. Эти сцены необыкновенно лиричны, художник по свету Нарек Туманян показывает, что герой выходит в запредельное. Чтение "Слова" сопровождается нежным хоровым вокализом, а свидание украшает народная песня a cappella "Вьюн над водой" (хормейстер Максим Олейников). Мальчик становится мужчиной, человек советский - просто человеком, у которого бегут мурашки при виде женского тела, а не флага.

Музыка - одно из главных выразительных средств спектакля. Песенные композиции в аранжировке Александра Девятьярова для ансамбля, состоящего из фортепиано, гитары, контрабаса, баяна, саксофона и ударных, не только отражают атмосферу эпохи, но и показывают, как внешне и внутренне раскрепощается герой. Все начинается с "One way ticket" и "Hotel California" в дискотечных огнях сельского клуба, а заканчивается "Дайте собакам мяса" Высоцкого. По сути, поступая в МГУ, Паша попадает в такой же загадочный отель California - это место для него то ли рай, то ли ад. Здесь собрались талантливые люди, до которых Паша мечтает когда-нибудь дорасти, но они почему-то ненавидят советскую власть. Однако постепенно Непомилуев начинает двигаться под зарубежные хиты, а в финале приходит к трагическому: "Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?" Но теперь пути назад нет, и тень отца Павлика говорит, что ему в родном городе - а метафорически в закрытой Советской России - уже не место. Начав свободно мыслить, герой покупает билет в один конец.

Даниил Шперлинг (Паша) уж слишком красив, тогда как Варламов изображает Непомилуева прыщавым увальнем. Сильные работы у Ларисы Гребенщиковой в роли декана филфака и Янины Соколовской в комедийном амплуа стервы Раечки. Сочными и реалистичными получились образы студентов - Данилы (Александр Девятьяров), Сыроеда (Дмитрий Бурукин), Бодуэна (Виктор Панченко), Бокренка (Иван Юров), Ромы (Владислав Погиба) и Дионисия (Денис Фомин). Фольклористка Люда (Александра Аронс), Алена (Яна Палецкая) и Маруся (Дарья Рощина) вышли гротескными: актрисы прибавили своим героиням развязности, хотя и не без изящества.

"Душа моя Павел" - спектакль минималистичный. Студенческие скамьи художник Станислав Бенедиктов превращает в деревенские лавки, на задней стене с пилонами грозно проецируется карта СССР, в углу свалены транспаранты "Народ и партия едины", "Слава труду", "Коммунизм - это молодость мира". Пространство сцены - огромное, темное и пустое. Оно душит маленького человека, который открыл глаза и увидел морду века-волкодава. Только Паша не волк по крови своей, а филолог - тот, кому жертвы века говорят: "Сохрани мою речь".

Вероника Словохотова // "Независимая газета"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.