Разговор по душам

В спектакле режиссера Владимира Мирзоева "Эзоп" большая рамтовская сцена вмещает и зрителей, и актеров. Художник Алиса Меликова придумала поставить декорации на сценическом круге, уподобляя игровое пространство цирковой арене. По бокам стоят две огромные, в египетском стиле, статуи кошек. Внутри круга - странной формы конструкции, массивные знаки бесконечности, которые то и дело переставляют монтировщики, в ожидании своего выхода сидящие тут же, на сцене, чуть поодаль. В другом "кармане" разместился небольшой музыкальный ансамбль. Все в песочных и серых тонах.

Главный герой - поэт-баснописец Эзоп, раб философа Ксанфа - мечтает об одном: о свободе. Хозяин многажды обещает его отпустить, но каждый раз не сдерживает слово, мотивируя это тем, что Эзоп пока не готов стать свободным человеком. Жена философа, Клея, влюбляется в остроумного раба, что на руку рабыне Мелите, желающей стать новой хозяйкой дома. В конце концов за освобождение Эзопа выступает весь народ, и под давлением общественности Ксанф дарует ему свободу. Однако очень скоро, к радости всей семьи, баснописца возвращают домой: его обвиняют в том, что он украл из храма священную золотую чашу, а по закону наказать раба может только хозяин. Перед Эзопом встает дилемма: сделать вид, что он по-прежнему принадлежит Ксанфу, и сохранить жизнь - или признаться в своей свободе и быть сброшенным в пропасть. Выбор очевиден.

Этот простой сюжет сам герой мог бы запросто уложить в басню, но автору пьесы, бразильцу Гильерме Фигейредо, захотелось снабдить историю подробностями и побочными темами, перепевающими главную - тему свободы. Ксанф, сыгранный Алексеем Мясниковым как высокомерный, напыщенный и развратный второсортный философ, не свободен, потому как постоянно оглядывается на то, что скажут люди, - он зависим от чужого мнения. Особенно показательно его стремление нравиться в сцене репетиции публичного выступления - поставленной, кстати, как остроумная пародия на брехтовскую "Карьеру Артуро Уи…".

Мелита не свободна, потому что зависит от желаний хозяина. Ксанфа она безрезультатно пытается заполучить путем соблазнения, думая, что обладание телом обеспечивает власть над волей. Гибкая, стройная Мария Рыщенкова играет любвеобильную девушку, которой не очень важно, с кем. Она двигается с кошачьей грациозностью, игриво покручивая прикрепленный к поясу хвост. Поставленные Рамуне Ходоркайте танцы заменяют эротические сцены, в том числе между Мелитой и ее хозяйкой - но почему бы и нет, раз в тексте упоминается поэтесса Сапфо.

Клея не свободна, потому что не может уйти от нелюбимого мужа, - она зависит от человека, который наполняет ее жизнь хоть каким-то смыслом. Нелли Уварова здесь - женщина, которая изменяет скорее из любопытства, чем из похоти или, тем более, по сердечной предрасположенности. Ее избранник, симпатичный молчаливый капитан стражи Агностос (обаятельный Иван Воротняк), настолько не важен, что о его характере, образе жизни и мысли сказать фактически нечего (и незачем).

Эзоп свободен, драматург лишает его всех зависимостей - в том числе от любви. Но важнее не его стремление к абсолютной свободе, очевидно невозможной, а осознание ответственности, приходящей вместе с ней. Евгений Редько работает блестяще, остро, с первого же своего появления овладевая всем вниманием зала. Даже когда, орудуя шваброй, он просто очищает сцену от мелких бумажных снежинок, взгляда оторвать нельзя. Актер чутко реагирует на поведение публики, периодически разрушая четвертую сцену остроумным комментарием то про упавший номерок, то про широкий зевок, то дружелюбно подмигивая, то смешливо ухмыляясь.

Несмотря на то что баснописца ждет смерть, он победил, он получил и отстоял свою свободу. Тяжеловесно-многословный, с длинными и невнятными перестановками, спектакль заканчивается ярким и коротким, как вспышка молнии, монологом Эзопа. О человеческом достоинстве. О зрелости. О том, что каждому человеку можно доверить свободу. И праздничный, победный салют блесток бьет по сцене, делая пол золотым и скользким.

***
Реальность, где все друг друга слышат и понимают, - место невозможное, и, как говорилось в легендарном стоппардовском спектакле Алексея Бородина, "потому оно и зовется утопией". Но стремиться к этому берегу - необходимо, иначе можно надолго завязнуть в болоте. И РАМТ стремится, раз за разом показывая: худой диалог лучше любой драки. Свобода - это ответственность. Правда - это правда. Театр - это разговор на языке мира.

Зоя Бороздинова // ПТЖ
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.