"Как кот гулял, где ему вздумается" в РАМТе

Спектакль "Как кот гулял, где ему вздумается" смело можно назвать "детским" без всяких поправок и оговорок. Причем, не просто детским, а одним из самых лучших детских спектаклей в Москве. Почему - об этом вам расскажут сами дети, которые захвачены действом с самого начала и до конца. По реакции детей очень легко определить - долго ли проживет спектакль, будут ли ходить на него снова и снова маленькие зрители, захочется ли посмотреть его еще и еще раз.

Рассказ Киплинга поставила Сигрид Стрем РЕЙБО - очень живая, смешная норвежка, выпускница режиссерского курса Женовача и актриса, появлявшаяся в гитисовских спектаклях прошлого сезона. Немаловажную роль играет интрига, таинственность. Черная комната РАМТа, детишек сажают на подушечки, взрослых на стульчики. Человек пятьдесят, не больше. Спектакль идет в полутьме, под одной лампой, прямо перед твоими глазами. Шестеро артистов, не имея ни единого предмета реквизита, в будничной, даже небрежной одежде выделяются из зрителей и за час с небольшим разыгрывают историю о том, что душевная теплота важнее презренной пользы.

Приемы - самые простейшие. Вот ровно все то, чем пользуется обычный ребенок в домашней игре. Мимика, жесты, простенькая пластика, дураченье, выкаблучивание, кривляние. Музыкальное оформление - акапельное пение самих артистов, никакой закадровой фонограммной музыки. Причем, сразу видно, что артисты всерьез занимаются вокалом, и знают не понаслышке, что такое ансамбль, команда, собранность.

На первый взгляд, правда, кажется, что это и не спектакль вовсе - в полном, пафосном смысле этого слова, а достаточно легкое и простодушное сборище вчерашних студентов, капустник. С каждой минутой, однако, кажущаяся простота покрывается толстым слоем глубокого смысла. Незакомплексованность актеров, короткое дыхание фраз и эмоций, открытость во взгляде, свобода движений и самовыражения, "простейшие" приемы воздействия на публику, - все это пленяет, захватывает и уносит в океан чего-то нового, неизведанного.

И тут создается очень интересный эффект двойного зрения. Я одновременно и вижу артистов, и не вижу их. В них нет того актерского "пафоса", которым так любят блеснуть именитые театральные звезды. Нет того желания показать "класс" игры, мастерство, нету самолюбования и нарциссизма. Совсем нет. Есть близость к публике, есть горящие глаза, новая, молодая энергия, которую дети ловят и воспринимают с огромным удовольствием. Артисты сами просты, как дети. И они не стесняются своей нарочитой простоты. А создать спектакль из простоты, из воздуха, из игрового инстинкта, из импровизации и удерживать эту ускользающую стихию хотя бы час на самом деле очень сложно.

Анна Коваева
Gogol.ru
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.