В РАМТе стартовал проект "Молодые режиссеры - детям"

Георгий Товстоногов утверждал, что режиссер обязан уметь поставить комедию. Алексей БОРОДИН устроил другой "тест" - дал "зеленый свет" молодым режиссерам, выпускникам Мастерской Сергея Женовача, на постановку детского спектакля. Результат - мощный залп детских премьер, первая из которых уже побывала на фестивале в Кельне, а теперь играется… в Черной, черной комнате (бывшее подсобное помещение превращено в экспериментальную сцену). Это "Как кот гулял, где ему вздумается" в постановке выпускницы из Норвегии Сигрид СТРЕМ РЕЙБО.

Возможно, это самая малобюджетная постановка, какую только можно найти в Москве, - актерам понадобились лишь несколько карманных фонариков да пестрая дерюга. Она же - коврик, которого, по Немировичу, достаточно, чтобы расстелить его на площади и устроить театр (при наличии талантливых актеров, конечно). Она же - одеяло внимания, которое тянут на себя все актеры (уморительная сценка, когда человек, женщина, собака, конь и корова пытаются улечься под одной шкурой).

Она же - вход в пещеру, люлька для ребенка, каменная дубинка, охапка сена, баранья кость, семейный очаг и так далее. Остальное можно показать, пропеть, станцевать, спародировать и дофантазировать, прихватив какого-нибудь ребенка из первого ряда в качестве "реквизита" (дети от этого только счастливы).

Заросли леса вырастут из клубка тел, совещание диких зверей при луне - "теневым" театром из пальцев, утреннее пробуждение под пение птиц - своеобразным хоралом.

В спектакле заняты шестеро молодых актеров - Денис БАЛАНДИН (Конь, Ребенок), Анна КОВАЛЕВА (Женщина), Мария РЫЩЕНКОВА (Собака), Алексей МИШАКОВ (Кот), Роман СТЕПЕНСКИЙ (Мужчина) и Александр ДЕВЯТЬЯРОВ (последнему, самому субтильному, вообще-то выпало играть Корову, но прежде чем смириться с таким распределением и встать в стойло, он успел "оторваться" и быстро показать богомола, черепаху, краба, морского котика и летучую мышь-шахидку). Классический сюжет Киплинга обрастает массой смешных бытовых подробностей. Вот Женщина доводит до бешенства мужа-дикаря требованием вытирать ноги перед входом в пещеру. Вот она мечется между орущим ребенком и курицей, которой надо свернуть шею и сварить на обед (слава богу, не перепутала).

Вот Дикая собака и Дикий человек привыкают друг к другу - замирая от ужаса, преодолевая отвращение, учатся жить бок о бок.

Но подспудно у молодых людей проступает и свой собственный сюжет. О свободе, которую каждый из нас когда-нибудь теряет, - за кусок мяса, охапку сена, крынку молока, женскую ласку, за роскошь не пропасть поодиночке в диком-диком лесу (ну, или не менее диком мегаполисе). Свободу терять жалко - Собака с трудом репетирует оскал охранника, Конь брезгливо жует уздечку, засунутую ему в зубы.

Но каждый постепенно входит во вкус и вживается в новую роль. И только Кот сохраняет - нет, не свободу, конечно, но иллюзию свободы. И когда погаснут фонарики, в лесных голосах (ну, или в городском гаме) мы расслышим, как он вкрадчиво зовет кого-то: "Идем за мной" - "Куда?" - "Вперед" - "Идем". Ведь иллюзия тоже дорогого стоит.

Ольга Фукс
"Вечерняя Москва"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.