А потом они пришли за мной

РАМТ берется за весьма непростую тему: он решает рассказать подросткам (а спектакль маркирован 12+) об особенностях становления "Коричневого государства". Безусловно, в своем рассказе Франк Павлофф имеет в виду в первую очередь фашизм (и мы все знаем, что получило название "коричневая чума"). Но можно вспомнить любой тоталитарный режим - от Муссолини до "красных кхмеров" (в общем, выберите какой-нибудь по вкусу, благо, история знает множество примеров таковых). Схема будет, по сути, одна и та же: внедрение единомыслия, причем, идей и моральных установок, прежде совершенно чуждых народу, - это штука, отработанная на протяжении тысячелетий.

Молодой режиссер Саша Золотовицкий подчеркивает актуальность спектакля: важно не забывать о былом, чтобы снова не допустить страшных ошибок. А еще постановщик настаивает: перед тем, как отправлять своих детей в РАМТ, родителям следует прочитать рассказ-первоисточник (благо, его можно осилить минут за десять). Если вы готовы погружать наследника в столь серьезную проблему, покупайте билет. А коли вам кажется, что ваш подросток еще не созрел для размышлений на "коричневые" темы (или же вы полагаете, что раскроете их лучше в рамках семейного разговора), то воздержитесь от премьеры.

"Коричневое утро" - история об обычном городке, в котором живет Герой (безымянный, ибо Павлофф ведет повествование от первого лица) и его друг Чарли. И однажды их размеренное существование переворачивается с ног на голову: постепенно, по чуть-чуть государство (в лице жесткой, как сталь, телеведущей) начинает объяснять, как жить людям, что любить и о чем думать. Главное - не забывать, что коричневый цвет во главе всего. Он теперь у нас любимый, коричневое все (даже герои сказок), про коричневый наш новый гимн… Да здравствует коричневая жизнь!

…только даже принятие новых правил игры не гарантирует того, что однажды за тобой не придут…

Золотовицкий начинает рассказ почти с фарса - легкого, забавного, дурашливого. Маховик событий уже раскручивается - мы узнаем, что запрещено держать любых кошек и собак, кроме коричневых. И объяснение имеется: такие более здоровые и живучие. Что делать с остальными? Гуманно накормить специальной таблеткой.

Но в прочем все по-прежнему, и Герой с Чарли живут, как и раньше. Ходят в кафе, пьют вкуснейший черный кофе, болтают о разных глупостях… Ну, а смерть домашних животных пережить несложно. Надо - значит, надо.

Только чем дальше - тем страшней. Всего за час (а ровно столько длится спектакль) комедия дорастает до полноценного ужастика. И это - великолепный и невероятно доходчивый урок истории. Простые, понятные примеры помогают подросткам осознать, как распространяется "коричневая чума", и почему ей так сложно противостоять.

А что самое впечатляющее, у Золотовицкого со товарищи получилось создать прекрасную, интересную и захватывающую постановку. Тут тот самый случай, когда оригинальный текст не растягивается до необходимого сценического времени методом "просто добавь воды", а действительно оживляется дополнительными диалогами, сценами и акцентами.

Здесь масса симпатичных и оригинальных режиссерских находок (постановщику, однозначно, мои самые громкие аплодисменты - вот вам еще один пример, когда молодежь уделывает маститых гуру), приятная и атмосферная сценография Софьи Шныревой, несложный, но всегда уместный юмор (а какие герои, в смысле, обычные, как и мы все, такие у них и шутки). И, думается мне, те, кто подходит под маркировку 12+, поймут спектакль даже лучше, чем их родители (которым я, между прочим, тоже очень советую "Коричневое утро" - ваша покорная вышла из театра в глубоких раздумьях и до сих пор с завидной регулярностью возвращается мыслями к спектаклю).

Да, кое-какие моменты, при всей их красоте и кажущейся завуалированности, видятся поданными "в лоб" (да, вот такая закавыка). Скажем, взрослый зритель может посчитать излишней цитату из выступления Мартина Нимеллера (ту самую - про "А потом они пришли за мной…"). Мы же и так все понимаем, верно? Или финал - невероятно красивое и пробивающее до глубины души, но разжевывание неизбежного (хочется, должна признать, чтобы точка была поставлена там же, где завершил повествование Павлофф, дабы концовка была понятной, но все же открытой).

Уймитесь, вы, родители (и я в вашем числе)! Спектакль ориентирован в первую очередь на подростков, и им необходимо показать, куда на самом деле приводят "коричневые реформы". Верить в лучшее и светлое мы и так не перестанем, но постановки вроде "Коричневого утра" могут помочь сделать это желанное грядущее куда более достижимым.

Самый аполитичный спектакль о политике из виденных мной (не пугайтесь: никто не будет внушать никаких максим и тыкать пальцами в правых и виноватых). Разговор на взрослые темы и вполне взрослым языком с детьми - такой, что после него не остается равнодушных. И я искренне рекомендую премьеру РАМТа всем вдумчивым родителям и их понимающим детям.

Не могу не поведать и об артистах, занятых в постановке. Их всего трое: Даниил Шперлинг, Николай Угрюмов и Яна Палецкая. С Даниилом и Яной Саша Золотовицкий вместе учился, потому в театре шутят, что эти актеры попали в спектакль по блату (отчасти это правда - всегда комфортнее работать с единомышленниками, которых отлично знаешь, особенно на стартовом этапе творческой жизни). А Николая (еще один повод для юмора) взяли якобы за рост - дабы он соответствовал двухметровому Шперлингу. (Театр веселится: Золотовицкий вывел самых высоких артистов на самую маленькую сцену РАМТа.)

Чудесное трио: всецело доверяющее (и по праву) своему режиссеру, с полной отдачей бросающееся и в баловство, и в трагедию… И прекрасно понимающее, что и зачем необходимо рассказать публике. Обещаю: в этих ребят вы влюбитесь, никуда не денетесь.

"Коричневое утро" впервые предстало на суд зрителей в виде эскиза еще в прошлом году - в рамках проекта театрализованных читок современной литературы для детей и подростков "ВСЛУХ". Замечательно, что этот эксперимент обрел полноценную жизнь и стал частью репертуара РАМТа.

Умный театр сегодняшнего дня для современных подростков - вот что демонстрирует нам в очередной раз РАМТ. А кому, как не молодым режиссерам, понимать, что нужно нынешнему подрастающему поколению? Кто еще сможет так легко и просто говорить с ним на одном языке?

Никакой учебник не объяснит, чем действительно страшна тотальная "заливка коричневым". А этот спектакль справится с данной задачей без проблем. Так что приходите всей семьей и смотрите - и пусть наши дети окажутся лучше нас, а мы сможем вовремя заметить "коричневые всходы", буде они когда-либо где-то прорастут.

"Коричневое утро" - камерная постановка с глобальным смыслом. Так приходите и приобщайтесь к нему!

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".

Ирина Петровская-Мишина // Musecube
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.