Чтобы утро однажды не стало коричневым

РАМТ представил новую премьеру - "Коричневое утро" по новелле французского писателя Франка Павлоффа в постановке Саши Золотовицкого. Постановка осуществлена при поддержке Минкульта РФ с использованием гранта Российского фонда культуры в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".
Антифашистская постановка Молодежного театра сегодня очень важна и к месту, тяжелые и сложные темы с подростками обсуждать можно и нужно, чтобы на выходе во взрослую жизнь никуда не исчезнувший морок не испугал их до смерти.

Однако давайте посмотрим на тему трезво, дабы не произошло опасной подмены понятий - разговор о тоталитаризме с современной молодежью вести непросто. "Коричневое" в названии постановки у юных зрителей с фашизмом напрямую практически не ассоциируется, а в процессе действия мысль об опасном унифицировании уходит в сторону любых ущемлений их пресловутой свободы, которая на деле идентична вседозволенности.

Чтобы акценты и смыслы были восприняты верно, режиссер Саша Золотовицкий советует дома к просмотру юных зрителей подготовить.

У постановщика и занятых в спектакле актеров есть недавний опыт общения с ребятами после показа "Коричневого утра" в рамках проекта "Вслух", они удостоверились, что многие дети - абсолютно адекватные зрители, мыслят так же как взрослые, все чувствуют, понимают - на том, безусловно, наивном уровне, которого так не хватает взрослым, и обсуждать столь серьезные темы готовы, однако по словам режиссера, чтобы не вызвать на просмотре шоковой реакции, стоит с новеллой заранее все же познакомиться.

А заодно нелишним будет пояснить, что есть свобода и в чем ее отличие от абсолютного беспредела. К тому же заранее прочитанный (совсем небольшой, кстати) текст даст повод задуматься о смысле "коричневости" по-настоящему и не воспринимать это жуткое явление поверхностно.

Театр, со своей стороны, сделал все, чтобы страх не множить. "Процесс создания спектакля, - рассказывает Золотовицкий, - у нас был очень счастливым, и работать было одно удовольствие. А самое главное - было весело. Я уверен, что без юмора воспринимать то, о чем мы говорим и играем, просто невозможно. Это не значит, что мы нивелируем катастрофу массового истребления одних людей другими. Мы лишь стараемся посмотреть в лицо страху, по возможности, с улыбкой и остаться людьми".

При таком раскладе у юных зрителей будет возможность достаточно спокойно оценить поступки героев и сделать собственные выводы. Удобно, что у главного персонажа нет имени - каждый может подставить свое и максимально с ним слиться на сценический час, чтобы поразмышлять о стремительности разрастания тоталитаризма, его способах подавлять человеческую волю, а главное - о том, как растет подчинение ему в тебе самом. Тогда легче будет понять, откуда и как вырос германский нацизм и иже с ним.

А затем вдумчиво повторить себе несколько раз известные, звучащие в самом начале спектакля слова пастора Мартина Немеллера: "Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я же не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я же не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я же не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной - заступиться за меня было уже некому".

Чтобы утро не стало коричневым, не должны умолкать внутренние колокола.

Наталья Косякова // "Клаузура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.