Том Стоппард снова в России

В Российском государственном академическом молодежном театре (РАМТ) в рамках XIII Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" состоялась премьера спектакля "Леопольдштадт" по новой пьесе знаменитого британского драматурга сэра Тома Стоппарда.

Спектакль поставил давний его друг - художественый руководитель РАМТа Алексей Бородин. Художник по костюмам - Мария Данилова. Сценография начата замечательным художником, ушедшим недавно Станиславом Бенедиктовым, и закончена Виктором Архиповым и Лилией Баишевой. Спектакль стал первой постановкой пьесы в России, как было и с тремя другими его пьесами в этом театре - "Берег утопии", "Рок-н-ролл", "Проблема".

Том Стоппард возвращается к нам с темой, казалось бы, уже отрефлексированной, ушедшей в прошлое, но реальность нынче такова, что вопросы нацизма, фашизма, государственного преследования неугодных на повестке опять. Не зря же зал в день премьеры принял спектакль с каким-то особым откликом…

85-летний драматург обратился к семейной истории, произошедшей в первой половине XX века в Австрии, где уже не в гетто, а в одном из районов Вены - Леопольдштадте - и произошли события этого сюжета, который разворачивается (в прямом смысле на театральном круге) с участием нескольких поколений благополучной еврейской семьи: чада и домочадцы живут у нас на глазах своей прекрасной жизнью с застольями, разговорами, традиционными праздниками, веселятся, грустят… На сцене чуть не вся труппа, но режиссер так выстраивает мизансцены, что создается действительно камерная семейная атмосфера со своими шуточками, подколами, детскими шалостями. Бабушка Эмилия Мерц (Лариса Гребенщикова) сидит во главе семьи, подписывая фото своих родных, внуки резвятся рядом.

Первая половина спектакля - буквальное погружение в будни этой большой дружной семьи во главе с владельцем мануфактурной фабрики Германом Мерцем (Евгений Редько), который достиг благополучия еще и потому, что отказался от веры своих предков. Он заказывает портрет любимой жены (Виктория Тиханская) у самого Климта. И этот самый портрет переживет почти всех из этой семьи. Многие закончат свою жизнь в Аушвице. За более чем пятидесятилетнюю историю семьи страшный век наложил свою жуткую печать на тех, кто был неугоден пришедшим к власти моральным уродам. Впечатляет сцена, когда один из таких приходит в семью, чтобы пригрозить этим мирным людям. Спаслись немногие. И один из них - мальчик с выдающимися математическими способностями, оказавшийся в Англии. Это сквозной персонаж пьесы.

И только трое выживших встречаются через много лет: американка тетя Роза (Мария Рыщенкова), выживший в концлагере Натан (Александр Девятьяров) и вывезенный ребенком в Англию Лео (прообраз самого Стоппарда в исполнении Ивана Юрова). Они встречаются, чтобы воссоздать хотя бы мельком ту, давнюю мирную жизнь семьи Мерц, которую разрушили и стерли с лица земли…

Музыка, сочиненная актером театра Александром Девятьяровым, постепенно включается в действие, стремительно идущее к жутчайшему финалу, когда члены этой благополучной и красивой семьи, погибшие в холокосте, заключены в клетку, напоминающую зловещую газовую камеру.

Режиссер Алексей Бородин: "Леопольдштадт" - это не только трагедия отдельной семьи или даже народа. Я смотрю на эту историю шире: это трагедия меньшинства, которое всегда раздражает большинство и всегда ему проигрывает. А еще это размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющемся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней".

Том Стоппард: "Осознание того, что я вновь на сцене РАМТа, наполняет меня гордостью и радостью, о РАМТе и его людях думаю постоянно… Премьера этой пьесы состоялась в Лондоне за несколько недель до того, как Covid 19 закрыл для нас двери всех театров. Через 18 месяцев постановку возобновили; 250 представлений сыграно в Нью-Йорке; пьеса идет в Токио, Вене и Тель-Авиве.Однако мое сердце драматурга рвется в Москву, прямо как те самые три сестры. Я благодарен Алексею Бородину, его актерам и всей команде РАМТа в целом. Увы, команда эта уже не в полном составе, и я с грустью думаю о том, что, когда вернусь в Москву, больше не встречу там Станислава Бенедиктова - блистательного художника и дорогого мне человека, ушедшего от нас в ноябре прошлого года. Но я уверен: душа его с нами, с "Леопольдштадтом". Пожалуйста, примите мою благодарность и любовь. Чувствую, что не исполню свое предназначение до конца, пока "Леопольдштадт" не будет сыгран в РАМТе".


Ирина Шведова // "Московская правда"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.