Обыграть абсурд

"Спасибо, что пришли посмотреть постановку "Лысая певица". Мы вам покажем моноспектакль, он идет восемь часов без антракта. Это история про одну оперную певицу, которая облысела. Она всячески пыталась держать это в секрете, носила разные парики. Но потом этот чудовищный обман раскрылся. Напоминаю, у нас прогон, и случиться может все, что угодно".

Примерно такими словами встречает гостей накануне премьеры режиссер Екатерина ПОЛОВЦЕВА. Трудно представить пролог, более подходящий к абсурдистской пьесе Эжена Ионеско, где лысая певица упоминается единожды и вскользь. Трудно представить пьесу из прошлого, более созвучную сиюминутной действительности. Когда постмодерн пышно хоронит классику и материал на сцене превращается во что-нибудь дикое; когда попытка понять режиссерскую логику часто убеждает, что никакой логики нет и не было даже в набросках; когда не только на сцене, но и за окном драматургия напоминает театр абсурда, - в это дикое и нелогичное время Екатерина Половцева "забывает все, чего не было между нами" и уверенно ставит Ионеско как традиционный игровой театр.

Черная комната РАМТа обклеена крафтовой бумагой, упаковочным картоном и малярным скотчем (художники - Ирина УКОЛОВА и Эмиль КАПЕЛЮШ). В этом антураже ремонта-переезда одна чисто английская пара штопает носки, читает газету, обсуждает новости, принимает гостей - словом, пытается выжить в этом бумажном "ненавсегда", перетерпеть врéменные ограничения. И если Ионеско строит свою антипьесу на диалогах "слепого с глухим", то Половцева придает этой текстовой бессмыслице и смысл, и логику. Чтобы противоречивые высказывания одного и того же человека не казались бредом, вторую, противоречащую часть реплики режиссер уводит в темный подвал - подсознание, внутренний голос героя. В этот момент на сцене меняется подсветка, а сам способ существования актера становится мультяшно-инфернальным - с выходящими из орбит глазами и устрашающей пантомимикой.

Комичные, подчеркнуто игровые мизансцены - чудесная придумка постановки. Служанка Мэри (Татьяна ШАТИЛОВА) с усердием охотничьей собаки выслеживает муху и съедает ее; миссис Смит (Анна КОВАЛЕВА) обсуждает чью-то неудачную операцию, размашистыми жестами демонстрируя манипуляции хирургов на тушке собственного мужа; мистер Смит (Алексей БОБРОВ), словно в триллере, ползет к двери, чтобы дрожащей рукой открыть позвонившему. А чета Мартинов (Людмила ПИВОВАРОВА и Виталий ТИМАШКОВ) кокетничает в лучших традициях чарли-чаплинских скетчей про неловкое первое свидание. Уморительные зарисовки и рекламные ролики прошлого века на телеэкране понижают градус абсурда и приземляют театральный пафос на площадку повседневности, где, пока одни люди смеются и радуются, другие переживают трагедии.

Печально, но банально: на площадке жизни полно удивительных формальных совпадений, но почти утрачено главное - совпадение людей. Оттого герои на сцене непонимающе щелкают языками, удивляются собственным словам, принимают чужих супругов за своих, а в финале кланяются спиной к зрителю. Тут жесты еще как-то работают, а вербальная коммуникация - уже нет, потому что фразы распадаются на звуки, семантические связи обрываются, смысл ускользает. Так же рвутся связи между людьми - быстро и громко, словно листы крафтовой бумаги.

Лучшая тому иллюстрация - эпизод с анекдотами. Случайный гость Смитов, пожарный инспектор, рассказывает длинную историю про то, как один из его родственников подхватил насморк. С человеческим теплом и трогательной точностью, достойной скрижалей образцовых ЗАГСов, он перечисляет все родственные, супружеские и дружеские связи. Для него почему-то важно, кто кем был по профессии, кто с кем, где и при каких обстоятельствах познакомился, и почему люди совпали. Увы, Смиты и Мартины быстро теряют интерес к рассказу пожарного, скисают и буквально лезут на стену от скуки.

В мире разорванных человеческих связей каждому дорог лишь свой анекдот, а внимание к чужим обходится слишком дорого. Чтобы не дать этому хаосу победить на отдельно взятой театральной площадке, Екатерина Половцева лихо заигрывает с абсурдом, виртуозно переигрывает его на свой лад и обыгрывает с разгромным счетом. Банально, но факт: уметь играть - все равно что уметь жить. Жизнь не генеральный прогон, но случиться может все, что угодно.

Елена Шаина
Театр To Go
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.