В РАМТе поселилась "Лысая певица"

В репертуаре Российского Молодежного театра (РАМТ) появилось новое название - "Лысая певица" Эжена Ионеско. Если эти четыре слова вам ни о чем не говорят, то увиденное точно не оставит равнодушным. Хотя может и повергнуть в шок с непривычки. Ведь речь не о буквальной трагичной истории облысевшей исполнительницы с привычными драматическими элементами, а о театре абсурда глазами отца основателя жанра драматурга Эжена Ионеско. Корреспондент "МК" побывал на предпремьерном показе и узнал у молодого режиссера Екатерины ПОЛОВЦЕВОЙ (мастерская Сергея Женовача), в чем секрет осмысленного абсурда.

Одним черным-черным вечером, в одной черной-черной комнате шесть артистов очень по-черному шутили. Звучит, как детская страшилка. Но в РАМТе действительно есть Черная комната для спектаклей малой формы. И вечерами шесть артистов под руководством молодого режиссера будут вовлекать зрителей в осмысленный абсурд.

Еще в далеком 1948 году французский драматург Эжен Ионеско написал первую пьесу "Лысая певица". Легенда гласит, что замысел возник в голове у драматурга, когда тот учил английский язык. Перечитывая предложения, он почувствовал, что не учит язык, а скорее открывает прописные житейские истины. Вроде того, что в неделе семь дней, потолок - наверху, а пол - внизу. Нередко английские учебники используют условных персонажей для диалогов. Ими стали супруги Смит, которые в дальнейшем появились уже в пьесе Ионеско.

Драматурга поразило, как миссис Смит методично сообщает мужу, что у них несколько детей, живут они в окрестностях Лондона, что их фамилия Смит, сам господин Смит - служащий. А еще у них есть служанка Мэри, которая, как и они, англичанка. Этот, казалось бы, обыденный опыт стал основой одной из самых абсурдных, но вовсе не глупых пьес. А название изначально никакого отношение к певице не имело. И звучало просто - "Английский без труда".

- Сейчас мы расскажем вам трагичную историю одной певицы. Она облысела, как вы понимаете из названия. Спектакль длится часов 7… - говорит Екатерина Половцева перед началом.

На самом деле действие идет всего 1,5 часа без антракта. За это время зритель знакомится с двумя супружескими парами Смитами (Алексей Бобров и Анна Ковалева) и Мартинами (Виталий ТИМАШКОВ и Людмила ПИВОВАРОВА), а также служанкой Мэри (Татьяна ШАТИЛОВА) и пожарным (Александр ПАХОМОВ). Пожалуй, на этот логичное построение заканчивается.

В бумажном доме, где то и дело включается телевизор со старыми американскими рекламными роликами, происходит полная неразбериха. Герои обмениваются бессмысленными фразами, улыбаются друг другу, домовито ухаживают друг pа другом как порядочные супруги. А затем резко шагают в альтер-эго, открывая зрителю другую правду о себе - сюрреалистично, неожиданно и очень смешно.

В то же время, супруги Мартины вообще пытаются минут 20 друг с другом познакомиться - флиртуют, заигрывают… Стоп. Они же женаты уйму лет! У них даже общая дочка есть с разными глазами. А что делает пожарный за дверью? И почему служанка то и дело возникает со своим здравомыслием? Что вообще происходит?! Но прямого смысла лучше не искать. Позвольте абсурду проникнуть в ваш разум, и все встанет на свои места.

После спектакля разговариваем с режиссером Екатериной Половцевой.

- Чем вас привлекла эта пьеса?

- Мне захотелось сделать осмысленный абсурд. То есть не странность ради странности, а найти мотив для того, чтобы люди рождали этот странный текст из себя. Ведь это так похоже на нашу жизнь: подслушанные куски телефонных разговоров в маршрутке или диалоги за соседним столиком в кафе, выкрики соседей в разгар семейных ссор, обрывки политических передач по телевизору. И все эти люди живут своей жизнью, у них есть семьи, дети, мечты, цели, разочарования и ожидания. Это не просто картонные странные фигурки. Вот и захотелось придумать людей из этой пьесы, расшифровать их мотивы и постичь структуру их мышления. Что оказалось гораздо труднее, чем при разборе психологических пьес. Но тем и интереснее.

- Почему обсуждать насущные проблемы через абсурд и гротеск лучше, чем традиционным драматическим методом?

- Абсурд дает возможность взглянуть на самые неразрешимые, страшные проблемы под углом фарса, саркастической сатиры и от души посмеяться над тем, что в обычной жизни может причинять сильную душевную боль. Ведь ситуация в пьесе страшная - люди живут вместе, внешне у них все замечательно: дети, уютный дом в хорошем районе, идеально устроенный быт, но при этом полное отсутствие чувств и интереса друг к другу, пустота и ненависть. Нелюбовь. Ионеско доводит до абсурда эту ситуацию. Муж и жена не узнают друг друга и полчаса пытаются познакомиться. Только в процессе диалога выясняют, что у них много общего, в том числе ребенок (с разноцветными глазами). Только тогда они понимают, что женаты. Ионеско удается совершить акт психотерапии. Ведь когда у тебя появляется возможность увидеть смешное в страшном, происходит освобождение, облегчение.

- Так при чем здесь все-таки "Лысая певица"?

- В этом юмор абсурда. Можно долго искать аналогии с происходящим или искать глубокий смысл в тексте, и самое интересное, что найдется несколько вариантов. Название у пьесы появилось случайно - актер оговорился на репетиции, и эта оговорка стала во главе пьесы. Мне хотелось подчеркнуть факт того, что случайные вещи часто становятся главными, но по сути ничего не значат.

Иветта Невинная
"Московский комсомолец"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.