Манюня плохого не посоветует

Российский Молодежный театр приглашает зрителей в чудесный и счастливый армянский городок Берд. Первые "разминочные" показы спектакля "Манюня" состоялись в рамках фестиваля "Черешневый лес" перед самым закрытием ушедшего сезона.

Молодая стройная женщина выходит на авансцену, вглядывается в зрительный зал и предлагает публике разделить с ней очень личные воспоминания о благословенных годах детства. Распахивается занавес, и оживает шумный, затерявшийся в горах маленький армянский городок Берд. В нем царит атмосфера любви, и она естественна, как явление природы - дуновение ветерка или солнечное тепло. Здесь протекают счастливые дни двух девочек - Наринэ и Манюни, чья преданная дружба столь же крепка, как мальчишеское братство героев романа Марка Твена. Их озорные и авантюрные приключения, смешные и трогательные проказы - из умной книги Наринэ Абгарян, написанной легко и иронично, о той райской поре, "когда горы были выше неба, когда взрослые казались настоящими великанами, дома - несокрушимыми крепостями, а расстояние до калитки равнялось в целую жизнь". Для инсценировки режиссер Рузанна МОВСЕСЯН выбрала несколько фрагментов из первой части, создав из объемного прозаического текста с лирическими отступлениями и подробными описаниями богатый и щедрый театральный мир. Жанр определила как "объяснение в любви". Тому времени, когда родители рядом и балует бабушка, когда неизвестны земные страдания и лихорадочные тревоги, а вокруг - хоть и немного странные, но такие родные взрослые.

Азартно поставленный и искренне сыгранный спектакль не героизирует прошлое и людей, он транслирует бескомпромиссное наслаждение жизнью, безмятежную радость бытия. Придуман буйный, обаятельный, абсурдный, немного парадоксальный, пьянящий мир провинциального городка, населенного пестрой многонациональной компанией соседей и их гостей. И не только. Режиссер собирает разные образы, вовлекает в игру с жанрами и аллюзиями. Проезжает игрушечная овечка, шествуют расписные коровы с яблоками и абрикосами на боках, и, кажется, появись крокодил или кенгуру - они бы тоже оказались "своими" на этом сценическом празднике - причудливом и неистощимом, как фантазия ребенка. "Настоящий" белый медведь (бессловесная колоритная роль ярко представлена Иваном ВОРОТНЯКОМ) - и рифма к сказочным мотивам, и единение с природой, и улыбка в адрес советских посиделок с любимыми конфетами "Мишка на Севере" - бродит среди жителей Берда и помогает в перестановке декораций. Задает вопросы и отвечает на них дуэт конферансье "армянского радио" - необыкновенно смешно, с отличным чувством природы театральных шуток, легко имитируя национальный акцент, дурачатся Алексей БОБРОВ и Виталий ТИМАШКОВ. Их "выходы в эфир" - не для забавы, не от желания развлечь публику, а прием, помогающий переключать внимание аудитории на сюжетные линии. Ведущие соединяют истории, вспоминают популярные анекдоты сорокалетней давности и "крутят" неустаревающие хиты Арно Бабаджаняна. Движения спектакля от сцены к сцене - стремительные, неожиданные и непредсказуемые. Вот услышала Манюня (естественно, из репортажа "армянского радио") о том, что нос с горбинкой - признак благородного аристократизма, и решила преобразить свой курносый нос, беспощадно разбив его в области переносицы. Яркая форма представления с тонкими лирическими подтекстами и сочными репликами соткана из сцен самых разных: мягких, мистических, откровенно клоунских. Сумасшедшие поступки приносит первая влюбленность, непреодолимое желание доесть на ночь глядя лакомые кусочки оставшейся трапезы приводит разновозрастных обитателей дома к холодильнику, попытка избавиться от вшей оборачивается пиротехническим трюком. Здесь поют хором на сломанной скамье и открывают законы справедливости, любуются родной землей и восхищаются запахом абрикосового джема. Авторы не сомневаются, что дарить любимому стоит только то, что дороже всего для тебя, а обиду легче всего победить смехом. Неискушенный трудный подростковый зритель принимает эти полезные советы с очевидным воодушевлением.

Спектакль проработан тщательно и серьезно: высокая конструкция передает образ горного поселения, где домики с лесенками, балконами, террасами карабкаются по залитым солнцем откосам. Художницу Марию УТРОБИНУ стоит назвать соавтором режиссера. Она придумала немало смысловых деталей, и каждая - не случайна. Домотканые ковры и плетеные салфеточки, огромные яркие плоды на гостеприимных застольях во дворах, окутанных вечерней прохладой. Костюмы по моде советских времен заставят затрепетать тех, кому за 50. Ситцевые платья с полукруглыми воротничками, белые носочки и гольфы, красные галстуки и пилотки. Все эти устаревшие наряды к лицу артистам Молодежного театра и нисколько не мешают стремительным реакциям, феерически смешной пластике, обжигающе неожиданным оценкам. В замечательном ансамбле нет "тюзовских пережитков" - избыточной доходчивости манер и эксплуатации внешности инженю. Взрослые актеры профессионально, подчеркивая дистанцию, с добрым юмором и иронией выстраивают образы детей, передают их бесшабашные шалости и душевные состояния: неясную смуту, наивную доверчивость, сентиментальную мечтательность. Пронзительная откровенность - в игре главного дуэта: рослой закомплексованной мечтательной Наринэ Анны ДВОРЖЕЦКОЙ и решительной бедовой рыжеволосой Манюни Анны КОВАЛЕВОЙ. Хороши сестры Наринэ - заводная резвая Каринка (Марианна ИЛЬИНА) и тихая скромница Гаянэ (Полина ЛАШКЕВИЧ).

В этом густонаселенном спектакле нет ролей, которые актеры вынуждены отрабатывать по долгу службы - каждая создана азартно и увлеченно. Радость особая - Бабушка Роза с крепким природным умом и острая на язык. В исполнении Нины ДВОРЖЕЦКОЙ она - строгая и отзывчивая, ворчливая и добрая, суетящаяся и заботливая - и вылечит, и отругает, и крепким словцом пристыдит, и защитит непослушных девчонок. Правдивый узнаваемый образ насыщен бытовыми деталями. Их подлинность не вызывает сомнений - актрисе не понаслышке известны времена тотального дефицита, она наверняка помнит радость от покупки чешского стекла или банки сгущенки, очереди в "Ядран" или "Польскую моду" и знает, что "товарная напряженка" не делала людей черствыми и заносчивыми. Об этом радостно и с удивлением узнают юные зрители внятного и оптимистичного спектакля "Манюня". Его стоит посмотреть семьей - умные родители поймут намек: любовь к ближнему, талант благородства, вера в добро, способность к состраданию - родом из детства, из той маленькой вселенной, которую создают своим чадам взрослые.

Елена Федоренко
"Культура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.