Сказка с двойным дном

Четыре года назад в РАМТе проводилась лаборатория "Молодые режиссеры - детям". Одной из ее участниц была Марфа ГОРВИЦ-НАЗАРОВА, дебютировавшая в Черной комнате РАМТа (мрачном камерном пространстве, чуждом декораций) с работой по жутковатой сказке А.Н.Афанасьева "Бесстрашный барин". Сейчас, в 2014, Марфа первоклассный детский режиссер ("Карабас" уже рассказывал о ее "Золушке" и "Сказках из маминой сумки"), а на былой сцене с не менее пугающей инсценировкой по Афанасьеву дебютирует другой ученик Сергея Женовача, Олег ДОЛИН.

Режиссер стилизовал русскую-народную сказку "Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри" под "чтение перед сном от папы". Ничего так себе выбор, учитывая сюжет истории. Медведко в исполнении Алексея МИШАКОВА - добряк, смельчак и небывалой силы богатырь, ребенок девочки-репки и медведя-насильника. Из-за недюжей силы - то руки-ноги товарищам нечаянно оторвет, а то и голову смахнет с плеч - Медведко уходит из деревни и поселяется в избушке на курьих ножках вместе с тремя богатырями, встреченными по пути. Ясное дело, их по очереди застает врасплох драчунья Баба-Яга. Медведко Бабу-Ягу на Том Свете достанет и убьет, жен братьям добудет - всем, кроме Дубыни. Малодушные "братья" от зависти да обиды оставят Медведко умирать на Том Свете, за что и поплатятся в конце истории собственной жизнью. Такая вот детская сказочка, если вкратце. "Почему братья не вытащили Медведко с Того Света?" - после спектакля наивно спросит у мамы мальчик. Думаю, у многих маленьких зрителей остается множество подобных вопросов - может, обсуждения стоит делать иногда и после детских спектаклей?

А начинается все весело. В кромешной тьме мы слышим заливистый младенческий смех. Ну, знаете, такой - его еще на звонок мобильного некоторые ставят. Через пару секунд звукотерапии женская половина зала, наверно, в силу материнского инстинкта, неудержимо хохочет. От этого начинают посмеиваться уже и папы. Тогда-то включается свет. Оказывается, заразительное "хе-хе-хе" принадлежит малышу в коляске, повернутой от зрителей. Его качают опасливо глядящие на внука Дед и Баба. Старики одеты в геометрические костюмы из цветного поролона, напоминают супрематических крестьян Малевича (художник спектакля тот же, что и у "Бесстрашного барина" Горвиц, блестящая выдумщица Евгения ПАНФИЛОВА).

Столь яркое начало далеко не предел творческой фантазии. Вся постановка скроена из остроумных режиссерских находок, игры с текстом, которого тут оставили по минимуму, пластических зарисовок (самые интересные работы у трио Анны КУЗЬМИНОЙ, Александры АРОНС и Анастасии ПРОКОФЬЕВОЙ в роли многофункциональной и высокотехнологичной избушки на курьих ножках). При минимальном количестве декораций, зрительское воображение то и дело перескакивает из деревни в дремучий лес, с Этого Света на Тот…

"Все девки кашу едят, одна Репка не ест. Медведь отпустил девок домой, а Репку у себя оставил; притащил сани, прицепил к потолку, лег в эти сани и заставил себя качать. Репка стала качать, стала приговаривать: "Бай-бай, старый хрен!" - "Не так! - говорит медведь. - Сказывай: бай-бай, милый друг!" Нечего делать, стала качать да приговаривать: "Бай-бай, милый друг!""

Подобные моменты в тексте Олег Долин обходит, адаптируя сказку для шестилетних зрителей. Но архаические подтексты народного творчества все-таки сохраняются, правда, считываются они больше взрослыми, чем детьми. Например, Баба-Яга тут, как ей и положено, - бесполое существо, эдакий фрик, транс из клуба. В туфлях на золотой платформе, лосинах, спрятав туловище и голову в белый шар, ОНО выходит на костяных ногах, но, когда наступает момент "колотить" богатырей, из "яйца" вылупляется голова в черном чепчике и произносит с непередаваемо мерзкой гримасой: "Так-то ты меня потчуешь!" В короткой роли странного существа совершенно неузнаваем молодой актер Виталий КРУГЛИК.

О чем же эта древняя языческая сказка, которая из моего описания может показаться грубой, жестокой, слишком "взрослой"? Как ни странно, в интерпретации Олега Долина, о радости, что рано или поздно приходит в самую тоскующую душу вместе с верой, надеждой, любовью. Невероятно трогательные юные актрисы Глаша МАТЮХОВА и Даниелла ДОЛИНА в очередь исполняют ключевую роль - девочки, которой папа читает страшную книжку на ночь. Медведко на Том Свете никак не обошелся бы без этого маленького ангела-спасителя. Малышка, не выдерживая страданий героя, сбегает из своей спальни в сказку, кормит его, голодного, преданного, унывающего, печеньем с молоком, указывает выход из мрачного царства смерти, возвращает к жене и любимым бабушке с дедушкой. В лучшие моменты спектакля звучит красивый духовный стих, двухголосное пение в исполнении духовного ансамбля "Сирин". И тепло от этих звуков не разливалось бы внутри так охотно, если б не было всех ужасных испытаний, через которые проходит Медведко, а вместе с ним и зритель.

Саша Солдатова
"Карабас"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.