Совместимы ли Отелло с Яго?

Второй спектакль из театрального цикла "Повести Белкина" представил зрителю Российский академический Молодежный театр. "Метель" в постановке Александра ХУХЛИНА - предложение подумать о вопросе выбора и судьбы.
О запуске пушкинского театрального цикла театр объявил в канун празднования 220-летия со дня рождения великого поэта. В июне вышел спектакль Михаила Станкевича "Станционный смотритель", Александр Хухлин выбрал "Метель".

"Это было первое, о чём я подумал, - говорит режиссер. - Я хотел именно "Метель", на мой взгляд, лучшая из этих пяти историй. Почему? Это единственная из повестей, которую Пушкин завершил многоточием. Если "Барышня-крестьянка" для него с откровенным хэппи-эндом, то здесь, вроде бы  подводя читателя к счастливому финалу, автор все же оставляет историю раскрытой и бросает героя, как в "Евгении Онегине", в самую отчаянную для него минуту, делая завершение неопределенным".

Героя, как такового, по мнению Хухлина, в "Метели" нет. Или, скорее, герой этот - любовь. Она разделена надвое: фактически вместо одной какой-то любви есть два парня - часть ее черт у одного, часть у другого. "Бурмин, - уточняет Александр, - в общем и целом не герой, т.к. одновременно в этом образе собрались как герой, так и его противоположность. Он и Отелло, и Яго в одном лице".
Увлеченный Шекспиром Пушкин решает его обыграть, потому и изобретает героя, которого у великого драматурга не существовало. Маша влюбилась в Бурмина, как в Отелло, за его рассказы, а потом история о венчании ставит все с ног на голову. Но в этом и красота парадокса: знаю, кто передо мной, но все равно люблю.

"Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…", - говорит в завершение автор, - продолжает режиссер, - но Мария его приняла или оттолкнула? Изобретая нового героя, Пушкин изобретает и неожиданную развязку. Такого у Шекспира нет".

Клубок действительно запутан: в старые времена при подобном раскладе счастливый конец был возможен вряд ли - ни свидетелей венчания, ни иной возможности подтвердить брак не существует, не становиться же всеобщим посмешищем, рассказывая, что когда-то венчались непонятно где и непонятно как. Повторное венчание невозможно тоже.

"Поверхностного читателя, - считает Хухлин, - Пушкин оставляет с хэппи-эндом, для читателя умного конец повести - очень мощная интрига. И это повод еще и еще раз "Метель" перечитать и над ней подумать - здесь зашито много подтекстов".

Подобно бывшему некогда в моде "роману с ключом", пушкинская повесть содержит кучу отсылок к реальным ситуация вокруг самого поэта, к другим конкретным людям и их поступкам, к вопросам, связанным с судьбами страны и касающимися власти. Чего стоит один вопрос  войны 1812 года - историки до сих пор спрашивают: Москву сожгли, вывезя оттуда раненых солдат или порядка 20 тыс. в подожженной первопрестольной остались. Какой была победа и чего она стоила?

"Прежде всего, - говорит режиссер, - в такой хулиганской, игровой, неожиданной форме Пушкин, прежде всего, ставит вопрос выбора и судьбы. На репетициях, когда работали с этой историей, мы стали задумываться: что такое сделать тот или иной шаг, надо ли над этим задумываться. Я вспомнил, сколько развилок прошел в своей юности, и даже не успел тогда об этом подумать. Но ведь в этом контексте "если бы" существует".

"Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой…" - ставит в эпиграф Пушкин Жуковского. Так многие, в особенности по молодости, прыгают с бугра на бугор, не боясь провалиться с головой, не желая задуматься, куда бездумные шаги могут завести, и кто-то все же проваливается…

"У Пушкина здесь стоит вопрос: нами руководит судьба? - продолжает Хухлин. - Существует ли в принципе личный выбор? Современная нейоробиология, к примеру, говорит, что в принципе человек - это бури химических процессов. Эксперименты ученых подтверждают, что решение принимает мозг, но присваиваем мы его только через несколько секунд. Так это решаю я или метель, что бушует внутри меня? Мне кажется, вопрос выбора, свободы воли стоит сейчас очень остро во всех сферах и касается каждого из нас. Для меня он во многом звучал и в "Караморе", которого ставил по Горькому, потому что сейчас третьей стороной, как это возможно было раньше, быть практически не получается".

Александр Хухлин предлагает зрителю возможность, пройдя через театральный конструктор, повозиться с этой историей ночью в своем воображении, и подумав, какой финал ей подходит, хотя бы отчасти понять себя.

Наталья Косякова
Портал "Клаузура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.