История лояльности

Российский Молодежный театр представил свою новую работу - мужественную и бескомпромиссную историю судебного процесса над судьями и судебной системой фашистской Германии в спектакле "Нюрнберг" по сценарию Эбби Манна "Суд над судьями" в постановке Алексея БОРОДИНА.

Есть что-то необыкновенно привлекательное в том, что лучший культуртрегерский проект российского театра последнего десятилетия связан именно с театром для детей. В бывшем Центральном Детском научились рассказывать важнейшие страницы отечественной и мировой истории так, что в сознании юных зрителей и их родителей выстраивается сложная и малоизвестная цепь исторических явлений. Сначала благодаря пьесе Тома Стоппарда "Берег утопии" Алексей Бородин подключил широкого зрителя к истории русского либерализма XIX века в его не "достоевской" оптике. Тут же рядом возникла история уничтожения восточноевропейского еврейства в спектакле "Ничья длится мгновение", затем - взлет и трагедия Веймарской Республики в "Будденброках" (режиссер Миндаугас Карбаускис).

Остальные театры - от "Дока" до МХТ им. Чехова - предлагают что-то частное, слишком субъективное, одержимые правом и амбициями оригинального авторского взгляда. Алексею Бородину - прежде всяких амбиций - важно просто рассказать "историю". Историю с большой и маленькой буквы, историю как цепь событий в жизни персонажей и стран. Переживший детство в Харбине, в среде русской эмиграции, Бородин вместе с родителями стремился на родину, в СССР, а приехав, потерял все, что имел. Оттого кажется порой, что его взгляд на историю и ее лукавые и трагические повороты имеет недостающий многим объем.

Вот и в "Нюрнберге" благодаря восхитительному, захватывающему пространственному решению Станислава БЕНЕДИКТОВА мы видим зал городской ратуши, зал заседаний Нюрнбергского суда над судьями точно в 3D - с огромной перспективой, с тремя уровнями уходящего вдаль пространства, совмещающего в себе как минимум три места действия - ресторан, зал суда, сцену кабаре. Массивная архитектура Третьего рейха, его любимые патриотические песенки о стране, лучше которой нет, но главное - постоянно меняющаяся "точка зрения" на происходящее.

Вот слева стоит массивный стол, где сидят трое американских судей, но вот, сметенный карнавалом, он внезапно переместился вправо, или это камера документальных репортеров переехала в другой конец зала? А может, все это - только милый немецкий ресторанчик? Собственно, это он и есть. Затерянный среди шумного карнавала, где лучшие кабаретные певцы и акробаты создают ощущение качественного музыкального шоу, где артисты поют и танцуют так, что им может позавидовать какой-нибудь театр мюзикла, этот ресторанчик расширяет пространство "суда" до пространства города и мира. Собственно, об этом и рассказывает свою историю Алексей Бородин. Суд, творимый в зале ратуши Нюрнберга, затрагивает всех, кто не хочет о нем знать, кто искренне не считает себя виновным в той трагедии, которая случилась в мирной стране цивилизованных и культурных обывателей.

Суд над судьями - реальный процесс, который состоялся уже после знаменитого военного трибунала в Нюрнберге, - менее популярный, а у нас и вовсе почти никогда не популяризовавшийся сюжет. Когда Гитлер оказался у власти, сословие юристов весьма охотно объяснило ему, что репрессии в цивилизованных нациях нужно проводить в "правовом поле". Нужно совсем немногое - принять законы о поражении в правах оппозиционеров, католиков, евреев и прочих, а дальше все покатится само собой. Об этом лишь в 1961 году вышел фильм Стенли Крамера "Нюрнбергский процесс". Благодаря ему массовый зритель и узнал множество потрясающих подробностей, которые сегодня вовсе не кажутся старьем, пересыпанным нафталином истории.

Алена Карась
"Российская газета"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.