Роман взросления по-нашему, по-шотландски

Роман Стивенсона давно и прочно вошел в корпус подростковой литературы. Уже третий век считается, что он для мальчишек, которые бредят приключениями на суше и на море. А режиссер Александр Коручеков исходил из того, что "Остров сокровищ" - роман взросления. "Это шотландская версия "Капитанской дочки", - считает он.
Джим Хокинс (от имени которого ведется повествование), конечно, помладше Петруши Гринева, и никакой Маши Мироновой нет на его горизонте (кстати, спектакль в РАМТе стопроцентно мужской по составу, из него испарилась даже мать Джима миссис Хокинс). Но в общих чертах - да, каждый из этих юных героев проходит сквозь горнило опасностей, рискует быть убитым - и таким нелегким образом приобретает жизненный опыт и принципы. И знание людей. Коручеков замечательно "разобрал" персонажей Стивенсона вплоть до последнего пирата. Да что там пирата - на равных с "человеческими" персонажами в этом спектакле действует попугай капитана Флинта, старый склочник в исполнении молодого актера Владимира Зомерфельда!

Бывает, к спектаклю "для семейного просмотра" режиссер подходит как к возможности порезвиться на поле всевозможных аллюзий. В зале ведь не только дети, но и мамы с папами - им тоже должно быть интересно. Мол, Колобок - это, знаете ли, не просто Колобок, а ловкий трикстер, которому до поры удается уходить от преследования. "Остров сокровищ" Коручекова начисто лишен каких бы то ни было фиг в кармане. Удивительно трепетное, незамутненное отношение к классическому произведению (к слову, поставленному и экранизированному множество раз). Драматургически эта адаптация романа сбита крепко, без ритмических провисов. Тут впору применить определение из кинокритического арсенала: спектакль отлично смонтирован. Отменный вкус проявили Коручеков, художник-постановщик Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова и художник по свету Руслан Майоров в создании образов персонажей и среды их обитания. Уважение уважением, но играть в XXI веке "Остров сокровищ" в аутентичных камзолах было бы странно. Нет, тут есть и камзолы, и треуголки с перьями, но Джим, например, в ковбойке и узких джинсах. А зловещие ходоки по душу Билли Бонса вообще словно выскочили из фильмов Тима Бертона… Исповеди персонажей о прошлом или их драматические стейтменты остроумно "упакованы" в формат зонга - их произносят на манер рэперов, в микрофон на авансцене. "Остров сокровищ" в РАМТе красив; и он даже рисковал бы стать чередой живых картин, если бы в постановщике не взяло верх желание рассказать историю.

Если на "Острове сокровищ" в РАМТе вам покажется, что вы впали в детство, это нормально. Палят пушки и мушкеты, герои бьются на рапирах и вращают Землю с помощью поворотного круга, мощный "морской" ветер надувает паруса. Наивно? Да. Но почему-то забирает. "Работают" самые традиционные, рукотворные "чудеса" театра и, конечно, актерская игра. Кажется, актеры счастливы таким материалом: это ж каких людей играем, одни имена чего стоят - Слепой Пью, Чак Борода, Черный Пес! Едва ли не самая сложная, энергоемкая роль тут у Сергея Чудакова - ведь его одноногий герой Джон Сильвер, будучи опытным, циничным пиратом, и сам до поры играет роль, прикидывается безобидным судовым коком. Лукавый и харизматичный, он поначалу усыпил бдительность даже такого проницательного человека, как капитан Смолетт. Взбалмошный сквайр Трелони, его верный слуга Том Редрут, строгий капитан Смолетт - прекрасные работы Андрея Бажина, Алексея Блохина и Олега Зимы. У них нет дублеров во втором составе, как в случае с другими исполнителями, - это роли, пошитые индивидуально на уникальных рамтовских мастеров старшего поколения. Доктор Ливси тоже один - Денис Баландин, романтическая звезда Молодежного, Жюльен Сорель в "Красном и черном" Юрия Еремина, князь Мышкин в "Идиоте" Режиса Обадиа, герцог Бекингем в "Мушкетерах" Андрея Рыклина. Что сказать о его докторе Ливси… Умненькие девушки из романов Джейн Остин непременно влюбились бы в этого доктора (и были бы правы). А наши современники-рекрутеры Би-би-си (окажись они вдруг в зале РАМТа) подсуетились бы насчет контактов артиста. Говорят, джентльменами не становятся, ими рождаются, но выходец из недр Нижегородского театрального училища Денис Баландин в "Острове сокровищ" с блеском опровергает эту максиму высокомерных британцев. Баландин-Ливси читает над погибшим Редрутом балладу вместо поминальной молитвы - и это знаменитый "Вересковый мед" Стивенсона в переводе Маршака, гимн благородному маленькому народу, не покорившемуся шотландскому королю-захватчику. На первый взгляд странное включение в "Остров сокровищ", но оно производит ошеломляющее действие. Это как бы зонг доктора Ливси - насмешника с чуткой душой и, как выяснилось, самого что ни на есть романтика.

И все же это история от первого лица, ее начинает, "ведет" и завершает подросток, ввязавшийся в опасное плавание к берегам Острова сокровищ. Субтильный, нахохленный Джим в исполнении Прохора Чеховского идеально существует в заданном жанре ("роман воспитания"!) - взрослеет на глазах. Пиастры и прочие дублоны, извлеченные из тайника капитана Флинта при его деятельном участии, не производят на мальчишку особого впечатления (хотя и Джима оделяют по справедливости!). Он столкнулся с подлостью одних и благородством других, познал обман и дружбу. Детство Джима кончилось раньше, чем могло бы, - но зато он попал в роман. 
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.