Не платьем единым

Казалось бы, что может быть проще, чем поставить детский спектакль? Между тем хороших спектаклей для детей и подростков сегодня катастрофически мало. Тем радостнее отметить, что две новые московские постановки, адресованные детям, удались.

Инсценировка повести Марка Твена, выбранная для постановки в РАМТе режиссером Николаем КРУТИКОВЫМ, во многом отходит от оригинала. Честно говоря, немного жаль масштабных сцен книги, рисующих картину социального неравенства, которая, думается, произвела бы впечатление на юные умы.

Впрочем, у создателей спектакля не было задачи "потрясти и ошарашить" - скорее, доверительно и негромко поговорить по душам, а заодно и развлечь. Тем более что основной конфликт, хотя и немного облегченный, сохранил свою значимость. Кажется, театр не особенно волнует феноменальное сходство самоуверенного Принца (Олег МОСАЛЕВ) и подвижного, распахнутого Тома Кенти (очень удачная работа студента выпускного курса РАТИ Александра ДОРОНИНА).

Куда увлекательнее рассмотреть ситуацию, при которой представители и роскошного королевского двора, и жуткого Двора Объедков - по сути, одни и те же люди. Не имеет значения, наряжены они в золотое шитье и парчу или же в лохмотья. Неспроста основных злодеев из той и другой компании играют одни и те же актеры (скажем, Юльен БАЛМУСОВ предстает одновременно и расхристанным Джоном Кенти, и железным лордом Гетфордом, а Юрий ГРИГОРЬЕВ - хитрющим Гуго и лукавым лордом Сент-Джоном). Вообще прием своеобразной двойственности становится в спектакле основным. Начиная с декорации (художник Евгений НИКОНОРОВ), где прелестный игрушечный дворец Принца скрывается за огромными воротами Двора Объедков.

Лишь один персонаж сохраняет свое лицо вне зависимости от перемещений от света к тени жизни - рыцарь Гендон, которого замечательно играет Алексей БЛОХИН. Печальный и горячий донкихот, человек с обостренным чувством реальности и справедливости, этот Гендон не желает мириться с несправедливостью. Он видит всех и вся насквозь, тем самым ярче всех раскрывает интригу с переменой лиц. Он же и утверждает простую и ясную мораль спектакля: само по себе лицо, равно как и платье, не имеет значения. Куда важнее, что скрывается за ними.

"Принц и нищий"... вовлекает зрителя в веселую, увлекательную игру со здоровой дозой поучительности. А внешняя яркость удачно сочетается с меткостью характеров и остротой действия. Главное, постановка сделана серьезно, с полным уважением и к актеру, и к зрителю.

Алиса Никольская
"Культура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.