История одного эксперимента

В 2015 году пьесу Стоппарда "The Hard Problem" сыграли на сцене Национального театра Лондона. Четыре года спустя эту пьесу в переводе Аркадия Островского поставил на сцене РАМТа Алексей Бородин. Это третья постановка театра по пьесам английского классика - в 2007 году был поставлен "Берег утопии", в 2011 - "Rock`n`Roll".
 
Если искать жанровое определение "Проблемы" Тома Стоппарда, то правильнее всего отнести ее к редкой категории "производственной драмы". События в ней, правда, разворачиваются не на заводе или фабрике, а в научном институте. Но ведь по одному из распространенных определений: "наука - это производство новых смыслов".
 
Действие "Проблемы" разворачивается в среде института мозга, а герои пьесы заняты "производством смыслов", - пусть не всегда новых, - практически круглосуточно: на дружеских вечеринках, в минуты любви, в беседах с коллегами и даже тренерами по пилатесу.
 
Как соотносятся мозг и сознание? Может ли компьютер работать как человеческий мозг? По природе человек эгоист или альтруист? Нужна ли гипотеза существования Бога для объяснения феномена человеческого мышления? И т.д.
Из отечественных аналогов можно вспомнить Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства из культового романа братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".
 
К слову, решительно не понимаю почему театр до сих пор не взялся за этот роман, благо технические возможности сейчас позволяют воспроизвести не только русалок и говорящих котов, но и Змея Горыныча в натуральную величину. И прямо скажем, производственные проблемы НИИЧАВО куда увлекательнее, чем препирательства на тему: есть ли у человека душа и нужна ли она?
 
Зрители "Проблемы" сидят прямо на большой сцене РАМТ с двух сторон. По бокам примостился оркестр театра. Сценограф Станислав БЕНЕДИКТОВ выстроил шатер, где по застекленной части плывут облака и взрываются всполохи салюта. А в черные провалы светят звезды-прожектора (просто по Канту - "звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас").
 
Хиллари (Ирина ТАРАННИК), спортивная молодая женщина с жесткими интонациями и вопрошающими глазами, наседает на своего оппонента-наставника Спайка (Петра КРАСИЛОВА): ты уверен, что в основе всего эгоизм? Даже в отношении матери к своему ребенку? Осанистый плейбой, хоть и обескураженный напором своей ученицы, согласно кивает головой: "в основе материнской любви лежит стремление женщины максимизировать выживаемость своих генов".
Впрочем, сам пророк эгоизма вполне самоотверженно делает все, чтобы его ученицу допустили до конкурсного собеседования в престижный институт изучения головного мозга, созданный мультимиллионером Джерри Коулом. 
 
И именно там героиня Стоппарда вплотную займется задачей экспериментальных доказательств изначального альтруизма человеческой природы. Она искренне верит в главный тезис славного века Просвещения, провозгласившего, что "человек по природе добр". А вовсе не максимы "человек по природе бобр", как острили полвека назад студенты ГИТИСа, и в чем уверен и Спайк Спенсер, и многие ее сослуживцы. 
 
Для Хиллари вера в человеческую доброту тем более важна, что общество обошлось с ней довольно жестоко. В пятнадцать лет она родила дочь от случайного партнера. По английским законам в этом случае, если нет старшего опекуна, то ребенка отбирают и отдают на усыновление. У Хиллари же был только отец, не способный нести ответственность за новорожденную малышку. Так что с юной мамочкой и дочкой Кэти все было сделано по закону и вопреки человечности.
 
Этот важнейший нюанс сюжета очевиден английскому зрителю, а вот для российской публики было бы неплохо отчетливее проговорить то обстоятельство, что Хиллари не сама отказалась от дочки, а ее именно отобрали у матери сразу после родов. Тогда более понятны и мотивы, и накал страстей. 
 
Рана Хиллари так и не зажила. Вот уже 13 лет она молится на ночь о своей малышке Кэти. И упорно хочет доказать всем окружающим и себе в первую очередь, что человек по природе альтруистичен, а Бог существует.
 
В пределах истории собственной жизни ей это доказать удается, а вот в науке - увы.
 
Впрочем, для Тома Стоппарда, как для Алексея Бородина и нас, зрителей, эксперимент, который жизнь поставила над Хиллари, куда увлекательнее и убедительнее ее собственных научных изысканий. Человек шире и неожиданнее своих убеждений. И хотя коллеги по институту считают эгоизм - главной пружиной человеческой деятельности, в своем жизненном поведении буквально все следуют самым что ни на есть гуманистическим идеалам.
 
От новой сотрудницы Бо (Татьяны МАТЮХОВОЙ), которая с первой встречи хочет сделать для Хиллари что-нибудь приятное. До хозяина института Джерри Коула.
 
Джерри Коул в исполнении Ильи ИСАЕВА становится самым многомерным и самым интересным участником "истории Хиллари". Он тратит огромные деньги на научные изыскания и хочет, чтобы теоретические исследования давали немедленный практический результат, помогая предсказывать колебания рынка. Однако исследовательская жилка заставляет его вкладываться и в проекты явно убыточные.
 
Самый близкий ему человек - приемная дочь Кэти (Полина ЛАШКЕВИЧ). Но и общаясь с ней за завтраком (самая психологически точно выстроенная сцена в спектакля), он не выпускает из рук два мобильных телефона.
 
Эгоист или альтруист Джерри Коул? - пойди разбери! Человек сложнее любых определений.
 
Человеческие отношения внутри команды, проводящей научный эксперимент, оказывается фактором куда более значимым, чем любые измерительные матрицы.
Вместе с напарницей Бо Хиллари выпускает статью в престижном журнале, по поводу которой разражается жуткий скандал. И вот тут - в опровержение "теории эгоизма" Хиллари решает пожертвовать своей карьерой ради подруги, совершившей подлог в эксперименте из самых чистых побуждений.
 
На вопрос "зачем ты это делаешь?". "Зачем жертвуешь собой ради другого?" Героиня в начале спектакля отвечала "потому что я добрая". В финале она могла бы сказать: потому что я верю в этическое начало, заложенное в каждом человеке.
 
Не знаю верит ли сам Том Стоппард, что каждому воздастся по вере его. Но героиня "Проблемы" за свою веру получает самую лучшую из наград. Поиски потерянной Кэти приходят к неожиданной и вполне логичной развязке.  Deux ex machina (а какая производственная драма обходится без этого важнейшего компонента любого производства) развязывает все узелки, и открывает дверь надежде на счастливое будущее для убежденной альтруистки. 

Ольга Егошина
"Театрал"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.