Каждый платит по счетам - гамбургским, московским

"Банкрот" (первоначальное название пьесы) или "Свои люди - сочтемся" - яркий пример того, как запрет власти, в данном случае "табу" Николая Первого на постановку, и восторженные отзывы современников, включая Гоголя и Гончарова, вознесли дебют на литературный  Олимп.
 
"Свои люди - сочтемся" - идеальная пьеса для театра, в которой есть все и даже больше: динамика, конфликт, серьезная общественная тематика  в переплетении с личной и… диагноз эпохи. Егор РАВИНСКИЙ поставил комедию Александра Островского так, что персонажи - хорошо знакомые лица, их слова и поступки - из дня сегодняшнего, а мысли, чувства - как у героев любого сериала, где фигурирует семья с достатком. Важное уточнение - в этой семье единственная дочь, и она - на выданье.
 
Липочка или Олимпиада Самсоновна (Дарья СЕМЕНОВА) - девушка активная, амбициозная и, что называется, "губа - не дура". Хочет выйти замуж за военного или барина, причем и высокого, и красивого, и с  манерами, и образованного. Причем в этот морозный день, который она начинает с просмотра модных журналов, идея о замужестве становится маниакальной. Своей матери - малообразованной купчихе Аграфене Кондратьевне (Татьяна МАТЮХОВА), топоча ножкой, Липочка устраивает скандал и прямо требует: "Мужа!"
 
А до этой сцены ее отец, зажиточный купец Самсон Силыч Большов (Александр ГРИШИН) мертвецки пьяный, прямо с порога,  падает на пол, едва не расшибая лоб. Вот и как с такими родственниками свахе Устинье Наумовне (Рамиля ИСКАНДЕР) найти Липочке благородного жениха! Между прочим, пьют в комедии Островского и в спектакле "Свои люди - сочтемся" почти все действующие лица, и наливка не убирается со стола. Стряпчий Рисположенский (Сергей ПЕЧЕНКИН) до того допился, что его выгнали со службы в суде. И на пьяную голову этот горе-стряпчий советует еще хорошенько не проспавшемуся от запоя Самсону Силычу переписать свое состояние на человека, которому доверяет. На тот момент купец во всем полагался на  приказчика Лазаря Подхалюзина (Михаил ШКЛОВСКИЙ) и одним росчерком гусиного пера сделал его владельцем всего своего богатства и мужем единственной дочери.
 
Особое внимание стоит обратить на предметы той эпохи, включая предметы обихода, утварь, одежду. Они просто изумительно передают события, описанные Островским из жизни купеческой Москвы конца 40-х годов.  Мы видим и понимаем, что купцы очень дорожили своим добром, и поэтому жили за высокими заборами, как примерно сегодня живут "новые русские". Эти заборы в то время, пока купцы не стали образованными и культурными, были утыканы гвоздями, чтобы не пролезли воры. Еще  поэтому история банкротства богатейшего купца выглядит нелепо-парадоксальной и, конечно же, театральной.  
 
Режиссер Егор Равинский, как все настоящие ученики Сергея Женовача, скрупулезно и вдумчиво исследуют характеры персонажей. Для этого придумана сценография дома купца Большова - в виде многочисленных шкафчиков, ящичков, сундучков, сейфов, коробочек…Герои выскакивают из своих укромных уголков и начинают хлопотать за  кусок пирога в этом сытом доме. Поскольку у законной наследницы состояния отца Липочки больше всего прав, то она ведет себя как царица, и вокруг нее происходит борьба за богатство. А самая бесправная - баба Фоминична (Вера ЗОТОВА) только наблюдает за всем этим безобразием со стороны, и делает правильные выводы.
 
Режиссер вслед за Островский показывает, как страх - потерять деньги, страх остаться в старых девах, страх лишиться даже унизительной работы, делает из людей добычу для мошенников. Если бы Липочка не бредила замужеством и не бежала впереди паровоза, быть может, встретила бы и военного, а так стала женой - проходимца-приказчика. Если бы купец Большов больше всего на свете не боялся потерять деньги, то не пошел бы на незаконную аферу с фиктивной передачей своей собственности и доходов  приказчику. Если бы родители сами воспитывали своих детей, о чем прямо говорит Липочка матери, а не доверяли бы их слугам и гувернерам, быть может, и дети бы вели себя по-людски, и не допустили бы, чтобы родной отец оказался в долговой яме?  
 
Отец Островского Николай Федорович работал судебным стряпчим по имущественным и коммерческим делам в течение долгого времени, и сын был в курсе всего происходящего в этой области. То есть он писал о том, за чем наблюдал годами. Создатели спектакля сделали все, чтобы мы на примерах комедии Островского вспомнили: "А не прибегал ли я к хитростям, чтобы обмануть законы или правила?" А потом поймать себя на мысли, что за каждую хитрость придется платить по самому высокому счету. Справедливость рано или поздно восторжествует, иначе мир от изобилия лжи давно бы умер. Об этом - все творчество Александра Островского, такого близкого и родного особенно для москвичей русского классика.

Анжелика Заозерская
"Вечерняя Москва"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.