Бесплодные усилия любви

Отечественный театр только начинает постигать драматургию Флориана Зеллера - одного из самых модных молодых европейских драматургов. Его знаменитая трилогия "Отец", "Мать", "Сын" в России пока известна по двум пьесам - "Папа" в "Современнике" в постановке Евгения Арье и "Сын" в РАМТе в постановке Юрия БУТУСОВА.

"Сын" - пожалуй, самая простенькая пьеса из трилогии. И по замыслу, и по драматургии, и по тем проблемам, что пытается поднять и осмыслить. Тем больше заслуга Бутусова, сумевшего вывести нехитрые смыслы к высокой трагедии.

Казалось бы, что может быть привычнее и проще, чем сценические (или экранные) страдания подростка, болезненно переживающего развод родителей? Отец семейства Пьер (Александр ДЕВЯТЬЯРОВ) уходит из семьи к молодой красавице Софии (Виктория ТИХАНСКАЯ). Они быстро обзаводятся младенцем и изо всех сил стараются создать видимость юной счастливой семьи. Тем временем бывшая жена Пьера Анна (Татьяна МАТЮХОВА) страдает не только от ухода мужа, но и от беспокойства за сына Николя (Евгений РЕДЬКО) - он уже три месяца не был в школе, стал нелюдим, не общается с друзьями. Спектакль начинается с экспрессивного танца Анны, и зритель, еще не зная, о чем пойдет речь, сразу понимает, что впереди - трагедия. Движения женщины одновременно изящны и угловаты, под глазами - черные полукружья. Ее бывший муж Пьер тоже угловат - преувеличенно, гротескно. У него громадные накладные плечи, лицо намазано белой краской, один уголок рта нарисован вверх, другой - вниз. Бывшие супруги - то ли персонажи комедии дель арте, то ли марионетки, которых водит невидимая недобрая рука.

Сына играет самый старший из всей команды спектакля - Евгению Редько 62 года. У Редько за плечами - длинная яркая биография, но лучше роли подростка Николя у него, кажется, не было. Выбор опытного немолодого актера на эту роль легко объясним: на фоне инфантильных родителей этот парнишка кажется взрослым человеком - думающим, рефлексирующим, честным перед самим собой. Только смешная черная шапочка да вызывающе дерзкие интонации выдают в нем подростка. К тому же режиссер отчасти хочет уговорить зрителя смотреть на взрослых с детской, подростковой колокольни. А уж какими смешными и нелепыми кажутся взрослые, когда нам 14-15, наверное, и напоминать не надо.

В спектакле есть еще один персонаж - Человек, который поет (Денис БАЛАНДИН) - элегантно одетый молодой человек во фраке и в совершенно нелепой тут черной шапке - такой же, как у Николя. Под его песни - то это ария из классической оперы, то джаз - герои то и дело пускаются в свои безумные танцы, когда любые слова, пытающиеся рассказать о страдании, бессильны. В бутусовских танцах (точнее - в танцах, поставленных хореографом Николаем РЕУТОВЫМ) - порой не меньше смысла, чем в репликах героев. Здесь у каждого свой танец - неуверенный у Николя, изломанный - у Пьера, необыкновенно грациозный - у Софии, угловато-трагический - у Анны.

Пьеса Зеллера для Бутусова - почти чистый лист, tabula rasa. Пьесу, впервые поставленную в парижском "Театре Елисейских полей" в 2018 г., когда она получила восемь номинаций на приз "Мольер" (высшая театральная премия Франции), режиссер начиняет своими смыслами и своей, особой экспрессией, какой у Зеллера нет и в помине. Зеллер - о том, что жизнь вообще-то сложная штука (кажется, мы об этом уже где-то когда-то слышали), Бутусов - о том, что любовь не всегда то, чем кажется. Что порой собственные страдания из-за ближнего мы принимаем за любовь к нему. Что даже распахнутые объятия могут быть эгоистично неуклюжими. Что любовь совсем не всегда сильнее смерти, и усилия любви гораздо чаще бывают бесплодными, чем наоборот.

С помощью сценографа Максима ОБРЕЗКОВА Бутусов создает на сцене аскетичное пространство, в котором лишь большой квадратный стол да еще сбоку - дверь, в которую время от времени уходит кто-то из героев. В основном - София. Кажется, она единственная, кто умеет видеть выход. В какой-то момент над сценой зависает огромная луна, придающая трагедии космический размах, - это фирменное бутусовское, достаточно вспомнить такую же луну в его же "Короле Лире", премьера которого недавно состоялась в Театре им. Евг. Вахтангова. И мрачные птицы, предвестники трагедии - тоже любимое бутусовское. В "Сыне" еще помимо рассевшихся на столбиках птиц на сцене появляется внушительных размеров чудище-птица, цель которого не совсем ясна, но зловещих чувств добавляет.

"Сын" - очень чувственный спектакль. Здесь невидимые нити, связывающие персонажей, - будь то влюбленность, обида или сочувствие, - ощущаются любым, у кого не канаты вместо нервов. Хотя в бутусовской практике это едва ли не самый "классический" спектакль, во многом лишенный так любимой Бутусовым эстетики безумия. И это дорогого стоит - когда в театре на первый план выходят не "слова, слова, слова…", но язык экспрессии и чувств. Самый искренний язык в мире.

Екатерина Барабаш
Портал RFI
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.