Маленький семейный апокалипсис

Одним из ярких событий театральной программы Платоновского фестиваля искусств-2021, завершившегося в воскресенье, 20 июня, стал "Сын" Российского академического Молодежного театра в постановке Юрия БУТУСОВА.  

Спектакли этого режиссера уже попадали в разные годы на форум искусств. Воронежцам памятны "Добрый человек из Сезуана", "Кабаре Брехт", "Макбет. Кино".  Бутусов редко работает с современными пьесами, предпочитая создавать собственные интерпретации текстов классиков, от Шекспира до Брехта, от Шиллера до Беккета. "Сын", родившийся в 2020 году на сцене РАМТ и показанный на Платоновском фестивале, - среди немногих исключений.

Но и тут все непросто. Говорят, началось все с того, что режиссер репетировал Шекспира. Замысел быстро трансформировался. 

Типичная и даже банальная история: глава семьи встретил другую женщину, ушел от супруги и сына, завел новую семью. С этого начинается, к примеру, советский фильм "Курьер". Герой пьесы Флорианна Зеллера почти одного возраста с нашим Иваном Мирошниковым. Отечественный герой пытался жить, что называется, "не парясь", плывя по течению. У французского юноши Николя на свою жизнь иные планы. Да и на жизнь близких, кстати. 

Когда он впервые появляется на сцене - сидя на стуле спиной к зрителю, первым делом обращаешь внимания не на человека, а на тень, которую тот отбрасывает. Она больше самого Николя; кажутся в сравнении с ней мелкими и выясняющие отношения родители. 

Актер Евгений РЕДЬКО виртуозно передает сбивчивую, поначалу немногословную речь подростка в крайне некомфортной ситуации. Но возникает чувство, что его герой слишком старательно имитирует простодушие. Довольно быстро зритель ощутит: в этом спектакле сын старше взрослых. Можно сказать, "слишком рано состарился".

Изучив биографии актеров, зритель узнает, что играющий "подростка" Евгений Редько старше своих "родителей" раза в два. Актер Александр ДЕВЯТЬЯРОВ, не менее убедительно воплотивший образ отца, родился в тот год, когда Редько, студент ГИТИСа, дебютировал в кино. Фильм малоизвестен, но вот ведь совпадение: если верить википедии, начинающему артисту тоже досталась в нем роль отца. 

В пьесе Флорианна Зеллера родителя зовут Пьер. Не ассоциация ли с Пьеро подтолкнула режиссера к идее необычного грима? У всех актеров выбелены лица, и пластика угловатая, как у кукол, которые вот-вот сломаются. Юрия Бутусова одни критики хвалят, иные критикуют за то, что любой материал он может превратить в кабаре (как правило, невеселое). В новом спектакле много музыки, песен и даже танцев - и все это лишь обостряет предчувствие надвигающейся катастрофы. Пьер и Николя порой ведут себя как Бим и Бом, если бы те очутились в рассказе Кафки или фильме эпохи экспрессионизма.

Мир в спектакле гротескно искажен. Наверное, его мы видим глазами оторвавшегося от всех Николя, который во время очередной попытки вызвать его на разговор крикнет отцу: "На меня давит жизнь!". 

Ассоциация, ключевая для понимания спектакля, приходит в голову не сразу. Николя, всеми, как ему кажется, брошенный и преданный, - это ведь, по сути, современный Гамлет на руинах прогнившего королевства. Было ли его поведение после появления в новой семье отца хорошо подготовленным перфомансом или спонтанной реакцией нервного подростка? Каждый зритель пусть сам даст ответ. В интерпретации Евгения Редько Пьер одинок и несчастен, но он также искусный манипулятор, умело понуждающий окружающих чувствовать себя виноватыми. В одном из эпизодов он сам саркастично читает благообразные реплики прочих персонажей по бумажке, а те молча смотрят на него не без страха. 

Все-таки "Сын" - история не только Сына, не только Отца, но и Болезни. Наверное, Николя искренен, когда кричит: "Я не понимаю, что со мной!". Возможно, так выглядит в XXI веке безжалостный рок. 

Режиссер не делает никого виноватым. Наверное, по той же пьесе можно было бы сделать спектакль с "антибуржуазным" акцентом: дескать, семья обывателей погубила сына-бунтаря. Даже Гамлета удалось бы ввернуть. Но ведь герои не чахнут над златом, они слегка эгоистичны (как любой из нас), но не самодовольны, и искренне хотят помочь. "Мы из кожи лезем, чтобы тебе было хорошо!" - ну да, так и есть. Новую жену отца София (Виктория ТИХАНСКАЯ) кто-то упрекнет, что та мещанка и слишком холодна к гостю. Но ее легко понять: она молода, воспитывает своего ребенка и, конечно, опасается непредсказуемого парня, который любит играть с ножницами, а под матрацем прячет нож. 

Так и вижу пьесу, показывающую ситуацию глазами Софии и Анны, матери Николя (Татьяна МАТЮХОВА). Но главным героем спектакля Российского академического Молодежного театра оказался комично лысый Пьер с его нелепыми попытками сближения, с его постоянным чувством вины. А еще Пьер боится стать таким, как его отец. И с ужасом обнаруживает, что ничего не выходит, а желание воспитать сына оборачивается стремлением превратить его в свою копию. 

И ведь все равно выходит, что виноват каждый, но в то же время - никто. Остается закрыть глаза, на миг вообразить: ничего не случилось, ничего не случилось.

И наконец-то поговорить на равных с самым дорогим тебе человеком, хотя он давно мертв.

Виталий Черников
TV Губерния
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.