Алые от вина паруса

Музыкальный спектакль "Алые паруса", премьера которого состоялась в минувшие выходные в РАМТе, заметно отличается от одноименного фильма начала 1960-х годов. Романтическая сказка в спектакле разбилась о суровый быт: корабль с алыми парусами пристает к берегу в день, когда Ассоль выходит замуж за другого.

Мюзикл по Станиславскому
На Западе мюзиклы играют специально подготовленные актеры. В России таких актеров не готовят. Но практика доказывает, что у нас мюзиклы гораздо лучше получаются не в музыкальных, а в драматических театрах. Ведь чтобы сыграть такой спектакль, мало хороших вокальных данных. Тут нужно сохранить органику, когда история целой жизни разыгрывается всего за два часа и составлена из множества коротеньких фрагментов. И прожить каждый из них с полной отдачей.

Максим ДУНАЕВСКИЙ написал мюзикл "Алые паруса" именно для такой театральной команды. И сочинил вокальные партии, учитывая, что в труппе драматического театра не встретишь колоратурных сопрано и теноров, берущих "до" третьей октавы. В партитуре "Алых парусов" практически нет шлягерных мотивов, которые публика напевает, выходя из зала. Зато все музыкальные номера жестко вписаны в ткань драматического действия. В РАМТе поют "Алые паруса" вживую, под аккомпанемент музыкальной фонограммы, иногда задействуя настоящих музыкантов. И добиваются качественного и насыщенного искренним драматизмом вокала.

Меньше сказки, больше реальности
В спектакле "Алые паруса" нужно внимательно следить за ходом действия. Авторы либретто Михаил БАРТЕНЕВ и Андрей УСАЧЕВ пересказали историю Александра Грина на новый лад, добавив для остроты детективную интригу. Здесь мать Ассоль, Мэри (Нелли УВАРОВА), не просто угасает от недоедания. С младенцем на руках женщина заходит в трактир попросить денег в долг, трактирщик Меннерс (Вячеслав НИКОЛАЕВ) шутки ради позволяет матросам раздеть ее до исподней рубашки. И Мэри умирает, не пережив позора. А Лонгрен (Илья ИСАЕВ), отец Ассоль, мстит, насмерть забивая трактирщика, и переносит ненависть на его сына Меннерса-младшего (Денис БАЛАНДИН). Тот, понятное дело, готов за себя постоять, и упекает Лонгрена в тюрьму. Но Меннерс влюбился в Ассоль (Рамиля ИСКАНДЕР), и поэтому согласен отпустить Лонгрена, если девушка станет его женой.

Режиссер Алексей БОРОДИН проработал действие до мелочей, придумав немало эффектных постановочных моментов. Даже морские канаты, которые постоянно вытаскивают на сцену, то вьются в руках актеров, словно волны, то сплетаются, как причудливые лианы. Художник Станислав БЕНЕДИКТОВ придумал универсальную сценографию: остов погибшего корабля, над которым завис проржавевший железный парус, вращается и превращается то в приморский кабак, то в дом Ассоль, то в маяк. Моряки с кошачьей ловкостью лазают вверх-вниз по его борту и лестницам. А капитаны ходят в притон "Маяк", где заправляет смазливая Хозяйка (Мария РЫЩЕНКОВА). Там разочаровавшийся в жизни Грей (Александр РАГУЛИН) и встречает Ассоль, подрабатывающую пением, и происходит чудо, необходимое им обоим. Алыми парусами в такой трактовке повести Грина служит холст, вымоченный в красном вине.

Трезвый взгляд на Грина
Все роли - и большие, и не очень - сыграны с филигранной точностью. Массовка работает с органичностью и азартом. Рамиля ИСКАНДЕР играет Ассоль не голубой кинематографической инженю, а задиристой девчонкой. В день премьеры театральные механизмы испортились, и алые паруса, очевидно испугавшись критиков, так и зависли на сцене. Но уже на следующем спектакле они наверняка вылетят в зал как символ того, что мечты, невзирая ни на что, сбываются.

Вот что рассказал GZT.RU о своем спектакле режиссер Алексей БОРОДИН: "Если вы внимательно прочтете повесть Александра Грина, то поймете, что наше впечатление о ней связано с воспоминаниями о давнем фильме, создатели которого довольно далеко ушли от того, что задумывал автор. Поэтому мне гораздо интереснее взгляд на Грина с современной точки зрения, который предложили Бартенев и Усачев. Мы смотрим на него глазами людей, которые пережили мечты и иллюзии, но все же понимают, что нужно, несмотря ни на что, двигаться вперед, стремясь к неосуществимому".

Ольга Романцова
gzt.ru
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.