Девочка, которая смогла

Можно ли удивить современного подростка историей про три испытания на пути к осуществлению цели? С одной стороны, вряд ли - до мозолей исхожены тропинки русского фольклора, до деталей изучены все возможные мотивы волшебных сказок. А с другой стороны - РАМТовская "Василисса", поставленная Филиппом Гуревичем по пьесе Марии Малухиной.

Василисса живет в убаюкивающей глуши одиноко стоящего на опушке дома вместе с родителями и делает первые шаги в самостоятельную жизнь - потихоньку совершает вылазки в темный лес и узнает "взрослые" секреты, которые так тщательно от нее скрывались. Узнав о страшной опасности, нависшей над самыми близкими ей людьми, она отправляется к царю леса Берендею, чтобы спасти свою семью от неподъемного царского оброка.  По пути понемногу утверждающаяся в своих силах Василисса преодолевает иконические для русского фольклора опасности, знакомится с изнанкой привычного мира и ее обитателями и оказывается тем единственным существом, способным удержать на своих хрупких плечах шаткую гармонию двух соединившихся в ней вселенных.

Сюжет о главном герое, который поставил перед собой неподъемную поначалу цель, отправился ради ее достижения в дальний путь и преодолел три опасных для жизни препятствия, мог бы стать "еще одним" детским спектаклем, который, скажем, нормально посетить семьей или классом воскресным днем, но у "Василиссы" задача явно масштабнее.

Сам мир постановки, ремарки персонажей, музыкальное сопровождение говорят зрителю, что русский фольклор, считываемый и по сюжету в целом, и по малейшим деталям - это только прикрытие, мы наблюдаем полноценное антиутопическое полотно. Мир, в котором живет Василисса, явно претерпел глобальную катастрофу и теперь живет с раной, которая сама по себе не затянется, да и его обитатели по обе стороны баррикад уже на это и не рассчитывают. Кто-то помнит о тех далеких и безмятежных временах до раскола человеческого и волшебного миров, но даже они смирились, что про "как прежде" можно забыть, да и на будущее тоже лучше особо не надеяться.

Спектакль ставит перед зрителем множество вопросов, но не дает никаких четких ответов. Бесконфликтно, но с некоторыми претензиями сосуществуя после неназванной войны, эти миры, человеческий и волшебный, нашли виноватых и успокоились - виноват кто-то другой, а вопрос: "Почему они такие злые?" Василисса как будто задает в пустоту. Ответа нет. Просто так получилось.

Если что-то и дает надежду на примирение двух миров, то это музыка - сначала смутно узнаваемые, а потом захватывающие дух интерпретации Toxic Бритни Спирс, Paint It Black Rolling Stones, Mr. Sandman The Chordettes в необычных аранжировках отдают должное сладкой зоне комфорта прошлого и открывают дорогу будущему. И этому музыкальному решению вторит Василисса, которой пришлось познакомиться с волшебным миром ради более чем человеческой цели и стать миротворцем, таким нужным этому исходящему в лихорадке скрытой войны миру.

"Василисса" - это не просто подростковая роуд-стори про девочку, преодолевшую три волшебных препятствия. Это очень взрослая история о больших и малых, но осознанных выборах и тех испытаниях, которые приходится преодолевать ради реализации этих выборов в непростой взрослой жизни.
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.