Разговор по душам

Весной РАМТ выпустил несколько премьер - отличных друг от друга по материалу, режиссерскому решению, стилю и характеру, но объединенных общей темой, вернее даже - общим дыханием. Одним месседжем, хотя и поданным в совершенно разной форме.


***

В маленькой Черной комнате режиссер Галина Зальцман поставила роман Тодда Штрассера "Волна". Актер Максим Керин, прямо обращаясь к зрителям, объясняет, что в спектакле реконструируется эксперимент, проведенный в США в конце 1960-х годов, - и это сразу придает истории весомость документальности. Маленький класс: несколько стульев и одноместных парт, поставленных в два ряда, учительский стол, доска, баскетбольное кольцо и два телеэкрана (художник Катя Никитина). Учитель истории Бен Росс встревожен нежеланием своих учеников серьезно проанализировать причины прихода к власти нацистов, их безалаберностью и (честно говоря, неудивительной для этого возраста) инфантильностью. Росс решает доказать, что фашизм всегда рядом, и… создает неофашистский кружок. Название "Волна" дали ему воодушевленные участники. Учитель придумывает лозунги ("Сила через дисциплину", "Сила через сообщество", "Сила через действие" - пародии на нацистское объединение "Сила через радость"), приветственный жест, значок, наконец, особые правила поведения. Очень скоро эксперимент выскальзывает из рук Росса, "Волна" разрастается до шторма - дети по собственной инициативе начинают угрожать и расправляться со всеми, не желающими вступать в организацию. Учитель истории спешит остановить безумие, разоблачить движение.


Герои, описываемые Штрассером, сыграны рамтовскими актерами прямолинейно - это узнаваемые типажи, а не сложные характеры. В начале спектакля им сразу даются краткие и точные описания: независимая, успешная и умная Лори (Анна Дворжецкая), ее парень, популярный красавчик и спортсмен Дэвид (Андрей Лаптев), его друг "всегда-на-втором-плане" Брайан (Антон Савватимов), серая мышка Эми (Полина Лашкевич), троечник Брэд (Георгий Гайдучик), забитый и вялый аутсайдер Роберт (Владимир Зомерфельд). Из всего класса только Лори поймет неправильность происходящего. Притом поймет довольно быстро, хотя и не сможет четко сформулировать, в чем именно проблема: ее не устраивает невозможность высказаться против, ограничение свободы слова. Она размещает в школьном блоге информацию об агрессивном поведении участников "Волны" - и сама становится его жертвой. Ее избивают - и бьют именно те, кто еще совсем недавно ею восхищался.


Эта беззащитность перед насилием, показанная в спектакле, подтверждает: никакой общественный статус, никакая красота, никакой талант - ничего не спасет того, кто посмел выступить против организованной толпы. Вторая очень важная сцена спектакля - эпизод раздевания Роберта до трусов и одевание заново - демонстрация брехтовской идеи о том, что человек есть человек (что тот солдат, что этот). Как любое фашистское объединение, "Волна" дает возможность тем, кто находится "на дне", добраться до среднего уровня, - а тех, кто выше него, соответственно, опускает. Такое "выравнивание" поначалу даже подкупает, ведь некоторые оказываются на верхних ступеньках социальной лестницы только из-за своей внешности или благосостояния родителей. Но вместо того, чтобы попытаться построить общество, где ценят не за это, а за трудолюбие, целеустремленность, милосердие, школьники с радостью откликаются на идеи приведения индивидуального к групповому знаменателю.


Подросткам свойственна гиперэмоциональность, резкость решений и радикальность поступков, поэтому особенно важно говорить с ними спокойно и с наглядными примерами. Так, как это и делают в РАМТе. Спектакль не перегружен сложными режиссерскими решениями, лаконичен по форме и, главное, ясен по содержанию. Мистер Росс, разоблачая "Волну", дает всем в нее поверившим, всем ослепленным ее идеями "пощечину" - и лица их еще долго будут гореть румянцем стыда. Но последний его монолог, который актер Максим Керин произносит, глядя в зал, спокойно и просто, без пафоса, намеков и нравоучительных нот, оказывается пощечиной уже зрителю. В абсолютной тишине он говорит, что фашизма больше нет, но он запросто может появиться - конечно, замаскировавшись под самые благородные намерения, - в любой стране. 


Премьера спектакля состоялась 17 февраля 2022 года.


***


Реальность, где все друг друга слышат и понимают, - место невозможное, и, как говорилось в легендарном стоппардовском спектакле Алексея Бородина, "потому оно и зовется утопией". Но стремиться к этому берегу - необходимо, иначе можно надолго завязнуть в болоте. И РАМТ стремится, раз за разом показывая: худой диалог лучше любой драки. Свобода - это ответственность. Правда - это правда. Театр - это разговор на языке мира.

Зоя Бороздинова // ПТЖ

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.