Не допустить прежних ошибок

Трехстраничная история-притча Франка Павлоффа о том, как зарождается фашизм, адресована детям. Поэтому спектакль молодого режиссера Саши Золотовицкого, поставленный в Черной комнате РАМТа, обращается к зрителям разных поколений, сохраняя детскую простоту формулировок и дополняя ее психологической многослойностью.

Городок из "Коричневого утра" постоянно принимает новые законы - коричневое должно победить в окружающей реальности и даже в языке, а начинается сюжет со страшной истории об усыплении по требованию властей некоричневых питомцев. В спектакле два артиста - Герой (Даниил Шперлинг) и Чарли (Николай Угрюмов) - находятся на условной веранде уютного европейского кафе. Медленно и вкусно пьют кофе, читают газету, ведут необязательные беседы и легко бросают слова о страшном. Еще легче, сахарным голоском пропаганды, говорит о новых законах Диктор, "женщина из телевизора" - из-за стекла витрины (Яна Палецкая). Представители власти забредают в кафе, контролируют обстановку и заставляют петь гимн.

Коротенькая история про двух обаятельных молодых конформистов, задумчиво-чувствительного Героя и скрыто-тревожного Чарли, здесь состоит не столько из сюжета Павлоффа, сколько из ощущения времени, словно капли в водяных часах: предчувствие беды в этом солнечном городе живет еще до начала рассказа о событиях. Не только психологически детального, но и смешного: герои - слегка шаржированные и вневременные городские бездельники- хипстеры. Недаром антураж и образы могут напомнить "Носорога" Ивана Поповски, а текст дополнен цитатами из Хармса - абсурдным отражением тоталитарной действительности. Но в этом ярком театре, где все постепенно заворачивают в коричневую бумагу из страха, притворства, по велению властей или даже сердца, есть еще одна вставка. Накануне кафкиански страшного "коричневого утра" рассказчик, попав в зазеркалье-заэкранье, видит сон о том, как красный воздушный шарик преодолел стену, которой правитель решил отгородиться от остального мира. Это кусочек рассказа Дидье Дененкса из международного сборника к 20-летию со дня разрушения Берлинской стены. Шарик покинул город, а люди засмеялись. И во сне оказалось не так страшно, как наяву.

Елена Алдашева / "Театральная афиша столицы" / 08.11.2023

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.