Марафон: метафора и фон / 46-я ежегодная выставка произведений московских театральных художников "Итоги сезона"
11 января 2011
В Выставочном зале "Новый Манеж" состоялась 46-я Ежегодная выставка произведений московских театральных художников "Итоги сезона". В едином пространстве "лавровые деревья" дружелюбно взирали на первые "зеленые ростки". Ведь начиная с первой выставки (1964), сохранены главные условия участия - реализация проекта в театральном сезоне и участие всех "весовых категорий" художников, как титулованных, так и недавних выпускников.
Театр предстает как общий Дом, который беспристрастно объединяет классические формы и формотворческие тенденции. По сравнению с прошлым годом выставка показалась лаконичной, благодаря компактному пространству, хотя количество экспонентов было примерно такое же (80 участников). Московские художники выпустили спектакли почти в 30 городах России и за рубежом (в Канаде, Польше, Латвии, Украине и Беларуси). Среди работ всегда интересны те, где предъявлены целостные, концептуальные образы-метафоры: и постоянно трансформирующийся образ, и даже тот, каковой остается постоянным на протяжении всего спектакля, но обладает притягательной выразительностью.
В этом ряду - и одновременно один из самых заметных на выставке - макет Станислава БЕНЕДИКТОВА к спектаклю "Алые паруса" (РАМТ; реж. А.Бородин), где парус фрегата протянут над сценой, словно алое романтическое небо мечты. Одновременно натянутый парус - это всего лишь непрочный тент. Художник своим емким решением как бы говорит: миру грез в духе Грина угрожают циничные реалии земли. Ведь как тень алого взбегает накатывающей волной заржавленная поверхность вздыбленного острого гребня. Пожалуй, в словах из спектакля: "Счастье к тебе летит на гребне волны..." - весь концептуальный ряд сценографического видения. Где на сапфировом фоне сценического пространства красное пятнышко платья Ассоль на самом краю высоты становится в темноте огоньком маяка, притягивающим желаемое.
Эскизы декораций Анны ФЕДОРОВОЙ "Под давлением 1-3" Р.Шиммельпфеннига (РАМТ. Москва, 2009; реж. Е.Перегудов) прочитываются легко, настолько она понятна, выразительна и лаконична. Ее интерес - тоталитарная система отношений (любых). Работа в офисе прочитана как боксерский ринг, опутанный белыми узкими лентами «символами любого ристалища», а над сценой огромные электронные часы. В спектакле звучит короткая рубленая речь; контакты - только как очередная ступенька по служебной лестнице; стереотипность желаний. Художник суммой уверенных штрихов раскрывает лексику офисного языка - эта сухая статика, не предполагающая эмоций, ее элементы - черное кресло, монитор, работающий принтер, кулер, кофеварка...
Эскизы костюмов и рисунки к спектаклю "Как кот гулял, где ему вздумается" Р.Киплинга (РАМТ. Москва, 2009; реж. С.Рейбо) мало рассказали о фантазиях, воплощенных на сцене. На глазах маленьких зрителей лоскутное одеяло превращалось в полог пещеры, в кость/мясо или ворох сена, из кистей рук создавался теневой театр - с лошадью, собакой, диким человеком, а через пластику исполнителей сидящие (и лежащие на полу) малыши узнавали образы крота, моллюска или морского тюленя.
Ирина Решетникова
"Страстной бульвар"