Трое из РАМТа
08 июля 2011
"Главное - это ничего не бояться. Если тебе дают работу, то значит тебе доверяют и верят в тебя, и надо цепляться за нее и работать, работать, работать... Ну, и конечно же, всегда доказывать, что ты действительно достоин заниматься этим делом, этой профессией и способен оправдать веру в тебя".
В центре Москвы, в пяти минутах ходьбы от Кремля, расположен Российский академический Молодежный театр (РАМТ), возглавляемый Алексеем Владимировичем Бородиным. Репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и подростковые, и взрослые. Труппа РАМТа по праву считается одной из лучших в Москве. Сегодняшняя наша беседа - с молодыми актерами РАМТа Виктором Панченко, Александрой Розовской и Марией Туровой.
- Ребята, вам проще или сложнее работать с преподавателем? Ведь вы в театре работаете с теми, кто учил вас актерскому мастерству.
В. П. Конечно проще, никаких отрицательных моментов, слава богу, пока не было! Есть опыт общения и доверие, а главное, есть чувство опоры...
М. Т. Сейчас в театре наши педагоги относятся к нам как к профессиональным артистам. Хотя, конечно, я с удовольствием продолжаю у них постоянно учиться чему-то.
А. Р. Когда впервые работаешь с незнакомым режиссером, очень сложно бывает понять его подход к материалу, стиль работы, который у каждого режиссера индивидуален. Поэтому, лично для меня, работать с бывшими преподавателями легче, потому как я изучала их стиль во время учебы в РАТИ в течение четырех лет и тратить время за знакомство и притирки не нужно.
- РАМТ сейчас, пожалуй, один из немногих театров, где молодой актер может сразу выйти на сцену и получить главную роль. Ощущаете недостаток опыта, мастерства? Или главное - ввязаться в бой?
В. П. - Недостаток чувствуется естественно, но в бой это не мешает пускаться. Лично мне очень повезло. Сразу же - встреча с режиссером Яной Лисовской и спектакль "FSK 16". Далее "Будденброки" М. Карбаускиса, где работа не прекращается и после премьеры, так что за такое доверие я очень благодарен Алексею Владимировичу.
М. Т. - Мне кажется, что главное - это ничего не бояться. Если тебе дают работу то значит, тебе доверяют и верят в тебя, и надо цепляться за нее и работать, работать, работать... Ну, и, конечно же, всегда доказывать, что ты действительно достоин заниматься этим делом, этой профессией и способен оправдать веру в тебя.
А. Р. - Работать было и сложно, и интересно. Это счастье, что нас сразу бросили в бой. Свои сомнения из-за неопытности удалось преодолеть благодаря поддержке и вере коллег и режиссера.
- А все ваши однокурсники нашли работу?
В. П. - Мало кому повезло так, как тем, кого Алексей Владимирович взял "к себе под крыло". Все очень сложно, все относительно.
- Виктор, а как вам работалось с Миндаугасом Карбаускасом на "Будденеброках"? Есть разница в работе с режиссером-женщиной и режиссером-мужчиной?
В. П. - Миндаугас - потрясающий, в буквальном смысле слова. Трудиться с ним было неожиданно, сложно, но интересно и продуктивно, лично для меня, своего рода, спецкурс по актерскому мастерству. С Яной Лисовской, в общем, так же, но она, как женщина-режиссер, была нежной, более откровенной, теплой... все как в жизни - инь и ян, мужчина и женщина, отец и мать...
- Где проще работать - на большой или малой сцене?
В. П. - Все равно.
- Но ведь, наверняка, есть особенности?
В. П. - Малая сцена - увеличительное стекло, микроскоп, а большая сцена - это панорама или арена...
М. Т. - На маленькой сцене есть некая камерность, где ты находишься от зрителя на расстоянии вытянутой руки, где все эмоции - как на ладони, и зритель легко увидит фальшь в игре актера.
А. Р. - Не могу сказать, где для меня способ существования легче. Он разный. Но во время учебы опыта работы на маленькой сцене не было, поэтому способ существования в спектакле "FSК 16" удалось почувствовать не сразу - для меня это было что-то новое, чему нужно было научиться.
- Как, по-вашему, если сталкиваются интересы семьи и человека, чему стоит отдать предпочтение? Сможете ли вы пожертвовать чем-то важным для себя, если этого потребуют обстоятельства?
В. П. - Жертвенность должна быть адекватной. Если забыть свои мечты, увлечения и талант из-за чьей-то прихоти, даже любимого человека, то извините, не думаю, что от этого счастья прибавится хоть кому-нибудь в итоге. Душа все равно вырвется, не эгоизм, а именно душа, так что жертва может обернуться стихийным бедствием, рушится очень многое. "На несчастье счастья не построишь", "осчастливить против воли нельзя" - в данном случае полезные критерии.
М. Т. - Мне кажется, что не надо все раскладывать на места: первое, второе и третье. Нужно мыслить не "вертикально", а "горизонтально", образно говоря. То есть, можно смотреть на все, самое важное в твоей жизни, как бы одновременно и стараться делать все так, чтобы одно не было в ущерб другому. Конечно же, для меня очень-очень важна семья, и я стараюсь делать все, чтобы в моей семье все было бы замечательно, и мне это очень важно.
А. Р. - Семья для меня на первом месте. В то же время не представляю себя вне профессии. Искренне надеюсь, что мне никогда не придется делать выбор.
- А как семья отнеслась к вашему выбору профессии?
В. П. - Мама откликнулась, хотя и с опаской, сразу, помогала, интересовалась... Папа - скептически, до тех пор, пока я не поступил на курс, а сейчас они очень рады, хотя на спектакли редко ходят, а в кино я не снимаюсь пока что, сегодня Россия все-таки сильна театром больше.
М. Т. - Мои родители до последнего момента думали, что я стану дипломатом или журналистом. Я говорила папе и маме, что хочу стать актрисой, но они не воспринимали меня серьезно... Когда я столкнулась уже на конкурсе в театральные вузы с тем, в какой же из институтов мне идти, потому что меня брали в три вуза, я позвонила папе и спросила, в слезах, что же мне делать. Хотя папа и очень-очень далек от актерской профессии и не знал, что мне посоветовать. Так как он не знает этих режиссеров и не смотрел их работы, он сказал: "Иди в ГИТИС к Бородину - так подсказывает мне интуиция"... Я так и сделала... Родители сказали мне: "Мы не будем препятствовать твоему выбору, и мы согласны!!!" И сейчас они очень рады, что я сама выбрала именно эту профессию, сама поступила, сама всего добивалась и добиваюсь, что я счастлива, что выбрала именно эту профессию...
- Талантливому человеку очень важно найти свой путь. Но не кажется ли вам, что еще важнее и сложнее отстоять свое право быть таким, какой ты есть, и доказать свое право жать по собственной правде?
В. П. - Слово "талант" происходит от меры веса. У меня еще много сюрпризов и мечтаний, так что не могу сказать, что получилось, но получается - радует уже то, что я не "герой-любовник"... Такие штампы - словно груз!
А. Р. - Понимаю, что я только в начале пути, и не хочется участвовать в чем попало. Нужно быть избирательным. Естественно, хочется иметь много хорошей, интересной работы, поэтому бороться приходится с собой - в этой профессии особенно нужно учиться терпеть и ждать.
- Одна моя коллега по работе как-то сказала: "Иногда надо вылетать из своего курятника". Собираетесь ли вылетать из своего курятника, из такого приятного мира "своих", расширять границы своего мира?
В. П. - Люди в театре постепенно для меня становятся семьей, особенно это касается взрослых артистов. Есть дружба и открытия потрясающие. У меня есть друзья и подруги со школы, например, да много всяких знакомств и интересов...
М. Т. - Театр для меня очень важен, это моя жизнь, и я хочу всю свою жизнь посвятить этой профессии. А вот дополнительные увлечения у меня, конечно же, появляются. Я раньше не рисовала, а сейчас начала писать картины, и мне это интересно, я выражаю себя
и через это.
А. Р. - Я не понимаю людей, которые ограничивают себя "своим курятником". У меня нет ощущения, что я замкнулась в своем мирке. Круг моих интересов и общения не замыкается на одной профессии. Он гораздо шире. Не считаю, что эта проблема только артистической среды. Это проблема кругозора, образования, воспитания..
- У Оскара Уайльда есть фраза: "В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не "жизнь". Вы - зеркало?
В. П. - Судить не мне.
- То есть зеркалом вы себя не считаете?
В. П. - (Смеется) Скорее, вопросительно-восклицательным знаком.
М. Т. - Я не могу сказать, что я - зеркало... То, что я в итоге делаю на сцене, играю ту или иную роль, наверно, можно назвать зеркалом, потому что кто-то может в персонажах узнавать себя, своих знакомых.
А. Р. - Искусство - это и зеркало, и жизнь, и нечто, не поддающееся объяснению... Способ самопознания.
- Есть ли у вас страх потерять талант?
В. П. - Есть. Борюсь тем, что тружусь.
М. Т. - Наверно, есть.... Но если постоянно над собой работать, не лениться, то, мне кажется, потерять его невозможно.
А. Р. - Пока есть интерес, азарт, а главное - честное отношение к делу, думаю, эта трагедия произойти не может. Конечно, в свою работу хочется вкладывать душу, а не выполнять ее на автомате.
Именно из-за этого страха я гнала от себя желание поступать в театральный и становиться актрисой. Но решила рискнуть и не жалею. В погоне за мельканием можно потерять себя. Я очень верю, что, если ты бескорыстен, честно работаешь и умеешь ждать, можно всего добиться.
- Виктор, а каким вы себя видите на сцене? То, что не героем-любовником, уже понятно. Было бы интересно посмотреть вас в комедии. Или трагикомедии.
В. П. - Да!!! Комедия вообще мой любимый жанр, и еще клоунада... Найти новую, свою маску "божьего клоуна", как часто называют актеров, невероятно трудно!
- Ответственен ли творец за свое творение?
М. Т. - Если ты что-то делаешь, то должен за это отвечать.
А. Р. - Для меня этот вопрос не спорный. Ответственность обязательна. Как и всех тех, кто принимает участие в создании спектакля. Мы ведь разговариваем со зрителем и обязаны нести ответственность за свои слова!
- Ребята, спасибо, что нашли время, было очень интересно с вами пообщаться. Хочется и дальше видеть вас в интересных спектаклях на сцене замечательного театра!
Аксинья Крылова
"Studio Д'Антураж"