Воронеж - 2011: гастрольная пресса

Мистика "Азазеля"

Во вторник в Воронеже спектаклем "Эраст Фандорин" по роману Бориса Акунина "Азазель" открылись четырехдневные гастроли Российского академического Молодежного театра (Москва). Признаюсь, что испытывал настороженность. Спектакль в репертуаре девять лет, длится 3,5 часа, акунинский роман всем хорошо знаком. Однако с первых сцен действо захватывает зрителей и не отпускает до финала.

В спектакле поражает все: и режиссура Алексея Бородина, и декорации Станислава Бенедиктова, и работа режиссера по пластике Владимира Беляйкина, и спецэффекты (какой же детектив без стрельбы и взрывов?), и, конечно, игра актеров. Давно не доводилось видеть такого слаженного, гармоничного действа на подмостках.

Часто бывает так, что после премьеры проходит актерский кураж, и уже на десятом спектакле он кажется скучным, унылым, будто идет на сцене не один десяток лет. А в "Эрасте Фандорине" москвичи показывают, как постановка-долгожитель может на каждом представлении смотреться свежо. Алексей Бородин в работе с артистами проповедует принцип: каждый очередной спектакль должен иметь новое дыхание, и зритель обязан чувствовать, что он играется на самом высоком нерве, будто в первый и (одновременно) в последний раз. Ни на минуту актеры не дают публике возможности заскучать, зевнуть, задаться мыслью: "Когда же все кончится?" Статичность и равнодушие убивают любое театральное зрелище. Тут же накал страстей таков, что ты ощущаешь себя непосредственным участником действа.

Материал, на первый взгляд, отправляет нас в кажущиеся далекими времена: позапрошлый век, Россия. Но на самом деле сюжет и его сценическое воплощение современны. Обман, предательство, жажда мирового господства, достижение цели любыми средствами не уходят из нашей жизни. В спектакле нет фальши, театральности. Каждый из героев приспосабливается к жизни, как может. Кто-то ищет выгоду, прикрываясь благими намерениями и используя несчастных сирот, из которых хотят сделать представителей "голубой крови" (такова леди Эстер в мастерском исполнении Нины Дворжецкой); пользуясь своей красотой и умением обольщать противоположный пол, лишь бы поиметь с него дивиденды для себя (Амалия Бежецкая в блистательном, на мой взгляд, исполнении Ирины Низиной); кто-то готов продать Родину ради денег (Пыжов, роль которого играет Виктор Цымбал).

На их фоне белой вороной выглядит Эраст Фандорин в исполнении Петра Красилова. Он практически не уходит со сцены, лишь на мгновение удаляется за кулисы, чтобы сменить костюм. Для жителей провинции большинство известных актеров знакомы лишь по фильмам и сериалам. У нас складывается определенный образ исполнителя. Но какое же счастье, наблюдая работу актера на театральной сцене, разрушать устойчивый кино- стереотип! Красилову на подмостках подвластно, кажется, все. Он точно передает ступени взросления своего героя (от наивного мальчика до не успевшего познать все радости любви и семейной жизни молодого вдовца), он прекрасно движется, в нем нет ни единой ноты фальши. Недаром сам Петр говорит: "Мой герой мне близок своей доверчивостью, открытостью. Кажется, что в наше время не хватает такого Фандорина. Он достаточно прямой человек, от своих убеждений не отказывающийся, не сомневающийся или, как сейчас модно говорить, не рефлексирующий. Он открытый и добрый, У него есть главное - вера в свои, возможно, абсолютно детские представления о добро и зле". Герой Красилова не останавливается перед трудностями. Лишь иногда Фандорин может дать слабину. В нем пылает такой огонь страстей, убежденность, что он способен совершить, казалось бы, невероятное. Фандорин всегда готов прийти на помощь другим, но не способен помочь самому себе. И, когда раздается взрыв, когда погибает его невеста Лиза (Мария Рыщенкова), перед нами предстает повзрослевший и моментально поседевший мальчик, который пытается убежать от глупости и жестокости мира, но убежать неспособный. В финале Фандорин-Красилов бежит будто бы в зал, но не сходит с места, а все равно наращивает скорость. Приходит горечь прозрения.

Практически о каждой актерской работе можно говорить комплиментарно. Но особо хочется отметить тонкую и точную игру Евгения Редько (Бриллинг), брутальность и мужественность Ильи Исаева (Зуров), который вспыльчив, импульсивен, представляется эдаким рубахой-парнем, какому ничего в жизни неважно, но на деле он оказывается человеком душевным и глубоким, способным на благородные поступки. Достойную работу представляет Александр Доронин (Ахтырцев). При некоторой сумбурности персонажа в наполнении артиста он представляется человеком цельным, совестливым. Мастерски сыграна сцена признания Ахтырцева Фандорину в кабаке. В ней Доронину удается представить точный психологический портрет своего героя, его биографию от рождения и до смерти, последовавшей на выходе из кабака.

Воронеж не обделен вниманием московских театров и антреприз. Но одно дело, когда перед нами предстает халтура, куда зрителей привлекают громкими именами, и совсем другое - театральная культура, которую представил РАМТ. Грустно, что в тот вечер на спектакле не был замечен ни один из молодых драматических актеров Воронежа. А ведь стоило прийти, посмотреть, поучиться. И, может, грезы о Москве заставят-таки по-иному взглянуть на свою профессию, дадут внутренний толчок к совершенствованию в ней, а не к простому почиванию на воронежских лаврах.

Павел Лепендин,
"Воронежский курьер", 07.04.2011

Что РАМТ Воронежу, и что Воронеж РАМТу?

За четыре дня с 5 по 8 апреля Российский академический Молодежный театр показал в Воронеже четыре спектакля. Два из них - старожилы РАМТовской сцены ("Эраст  Фандорин", "Сотворившая чудо"),  два - недавние премьеры ("Чехов-GALA", "Алые паруса"). Если учесть, что ровно год назад в рамках  Международного Чеховского фестиваля Фонд Прохорова привозил в Воронеж спектакль РАМТа "Как кот гулял, где ему вздумается", любители театра в Воронеже смогли получить достаточно полное представление о том, в какой творческой форме находятся коллектив и его лидер.

Зрители, заполнявшие ежевечерне зал Воронежского театра оперы и балета, принимали спектакли москвичей восторженно. Это, конечно, важно и приятно. Но мне думается, главный итог приезда театра в столицу Черноземья - успех подлинной культурно-просветительской миссии коллектива РАМТа. Ведь спектакли театра идут с аншлагом и на стационаре. Видимо, и для актеров, и для художественного руководителя театра Алексея Бородина была необходимо увидеть реакцию нестоличного зрителя. Завоевать аудиторию "с чистого листа". А уж как важен для Воронежа приезд одного из лучших театральных коллективов  страны - не надо и объяснять. РАМТ преподнес урок высочайшей театральной культуры, профессионализма и ответственности.  И "старые", и новые спектакли выглядели невероятно свежо. В зал транслировалась такая мощная энергетика, как будто это от силы четвертый-пятый премьерный спектакль.

В первый же вечер поразил "Эраст Фандорин". Несколько минут зал присматривался, прислушивался, а потом включился и под конец  спектакля был решительно пленен динамично развивающимся сюжетом, отдачей и мастерством актеров, высоким классом режиссуры. Удивительный Петр Красилов в роли Эраста Фандорина предстал невероятно одаренным театральным актером с неисчерпаемым энергетическим потенциалом. Весь этот многонаселенный спектакль жил, двигался, дышал, как единый организм. В антракте ко мне подошел коллега-критик и взволнованно произнес: "Ты видела!? Это же фантастика!".

Я видела. Они удивляли нас каждый вечер своей разноликостью, абсолютной театральностью, которая плавно перетекает в правду жизни. Удивительные актрисы РАМТа - Ирина Низина, Мария Рыщенкова, Елена Галибина, Рамиля Искандер - каждый раз были очень разными, но неизменно убедительными, наполненными, предельно искренними. Под стать им яркие, универсальные актеры - Евгений Редько, Илья Исаев, Алексей Веселкин…

Это был урок и для нас, профессионалов: не стоит спешить с восторженными оценками спектаклей воронежских театров, которые, надо отдать им должное, представляют в каждом сезоне достойные работы. Но оценивать их нужно не по провинциальным стандартам, а с точки зрения единого театрального процесса, в который спектакли РАМТа (в частности) вписываются без труда.

Из четырех привезенных спектаклей три поставлены Алексеем Бородиным - завораживающий "Эраст Фандорин", полифонический "Чехов-GALA", дарящий надежду - "Алые паруса". Как удачно выразилась критик Марина Токарева,  этот режиссер в полной мере обладает даром сложной простоты, прозрачной ясности. Грустное, смешное, трогательное  переплетено в спектаклях мастера так искусно и органично, что отделить одно от другого невозможно. И поэтому, наверное, спектакли РАМТа вызывали у воронежцев такой эмоциональный отклик. В финале мюзикла "Алые паруса", когда яркое полотнище накрыло ползала,  даже у самых сдержанных  зрителей увлажнились глаза. Зал в едином порыве стоя благодарил Театр за подаренную надежду, за урок доброты, любви, человечности и - высокого профессионализма.

Спасибо, РАМТ! Приезжай еще.

Екатерина Данилова,
интернет-журнал "Культура.ВРН" 10.04.2011

В Воронеже актер РАМТа Евгений Редько прочитал стихи памятнику Никитина

Артисты РАМТа привезли в наш город свои лучшие пьесы: "Алые паруса", "Сотворившая чудо", "Чехов-GALA" и "Эраст Фандорин", поставленный по первому роману детективной серии Бориса Акунина "Азазель". Главную роль в этой пьесе играет звезда сериалов "Бедная Настя" и "Не родись красивой" Петр Красилов. Отпахав на сцене больше 3 часов, он, несмотря на усталость, любезно согласился пообщаться с корреспондентами "е!" и тут же принялся расхваливать воронежских зрителей.

- Спасибо вам за ваше понимание, за вашу заботу, за вашу теплоту, - улыбнулся Петр. - Сам город для меня - большая загадка. Несмотря на то что приезжаю к вам уже в третий раз, никогда не успеваю толком его рассмотреть. Но скажу, что в Воронеже замечательная публика. Правда, из-за оркестровой ямы мы вас не слышали. И вообще, в зале акустика лучше, чем на сцене. Вы себе даже не представляете, как мы орали!

В этот момент к нашей беседе присоединился художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.

- Воронеж - необыкновенный город, театральный, - продолжил Алексей Владимирович. - Я хорошо знаю Михаила Бычкова, его театр. Они часто приезжают в Москву. Мы дружили с Толей Ивановым, учились в ГИТИСе в одно время. Такое несчастье, что он так рано ушел. В добрых отношениях был с Валерием Вольховским, главным режиссером Воронежского театра кукол… Поэтому каждый приезд в ваш город для нас большое событие.

В отличие от своих коллег по сцене актер РАМТа Евгений Редько успел прогуляться по Воронежу и даже прочитал стихи памятнику Никитина.

Оксана КОЗЛОВА,
"Мое!", 07.04.2011
Пресса Воронежа
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.