Александра РОЗОВСКАЯ: "Главное - чтобы было интересно"

Александра Розовская родилась и выросла в актерской семье, и ничего удивительного в том, что  она  стала актрисой, нет. Уже в четыре года девочка впервые вышла на сцену в спектаклях "Охота на носорогов" и "Гамбринус". В тринадцать лет играла Катю Татаринову в детстве в мюзикле "Норд-Ост" и была в числе заложников на Дубровке. Сейчас Александра - одна из лучших актрис РАМТа, много играет в театре и успешно снимается в кино.

- Саша, ваш отец Марк Розовский - писатель, драматург, художественный руководитель театра "У Никитских ворот". Но, кажется, он не единственный из членов вашей семьи, чья жизнь связана с творчеством?

- Мама, Светлана Сергиенко, окончила ГИТИС, работала у папы в театре, сейчас она работает в благотворительном фонде доктора Лизы, чем я очень горжусь. Дедушка, Ролан Сергиенко, - режиссер-документалист, лауреат различных международных фестивалей. За фильм о Чернобыле был удостоен Государственной премии. Так что мне с самого начала была поставлена очень высокая планка.

- Ваши родители развелись.

- Мне тогда было девять лет. К счастью, и мама, и папа счастливы в своих нынешних браках. У папы есть сын, мой младший брат, который в этом году окончил школу, и дочь, моя старшая сестра. У меня прекрасные отношения с моим отчимом, а с его дочкой мы словно родные сестры. Моя мама даже стала ее крестной, а я стала крестной мамой ее дочки. Я вас не запутала?

- Пока нет, по-моему, я разобрался в ваших родственных связях. Вы росли в творческой атмосфере. Чем увлекались в детстве?

- Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, много времени посвящала спорту. Мне нравилось играть в большой теннис, волейбол, пинг-понг и даже в футбол, в институте обожала акробатику и фехтование, а прошлой зимой на океане попробовала серфинг.

- Вы ничего не сказали про Театр юного актера.

- Это же мое такое далекое уже детство. Как-то раз, совсем маленькой, я вместе с родителями поздно вечером ехала в метро. Бегала по почти пустому вагону, прыгала, залезала на сиденья, пела и танцевала, словом, не сидела ни минуты. И все это время за мной наблюдал какой-то мужчина. А когда мы все вышли на остановке, он подошел  к отцу: "Вы Марк Григорьевич Розовский? Я режиссер Театра юного актера Александр Львович Федоров. Может, вам будет интересно, если ваша дочка станет заниматься в нашем театре?" Вот так я туда и попала. Но пробыла там всего год, потому что вскоре надо было идти в первый класс общеобразовательной и музыкальной школ. Времени ни на что больше не оставалось, но я до сих пор общаюсь с Александром Львовичем, он считает меня своей ученицей.

- Но вы ведь росли театральным ребенком.

- Родители возили меня с собой по всем гастролям, брали на репетиции. А так как я была совсем маленькой, то еще не понимала, почему мне нельзя выйти на сцену к маме и поговорить с ней, когда мне этого хотелось. Во время спектакля могла крикнуть из зала: "Мамочка, смотри, бабочка летает!" В конце концов папа решил занять меня в спектаклях, так сказать, от безысходности.

- Саша, насколько мне известно, вначале вы решили стать журналистом.

- И даже училась на подготовительных курсах при МГУ, какое-то время поработала в журнале "Огонек". Но, как видно, сыграла свою роль наследственность, генетика. И еще "виноват" в том, что я все-таки решила стать актрисой, Петр Наумович Фоменко. После того, как посмотрела его спектакль "Безумная из Шайо", настолько вдохновилась, что решила рискнуть, попробовать поступить в театральный институт.

- Как в семье отреагировали на это ваше решение?

- У меня просто невероятная семья. Несмотря на то что у каждого может быть свое мнение, все будут тебя поддерживать. Бабушка, например, очень хотела, чтобы я стала искусствоведом или пошла в иняз, так как я хорошо владею английским и французским языками, но не стала меня разубеждать. Я поступала почти во все театральные вузы, причем нигде мне не делали никаких поблажек. Папа даже не знал, что я читала на вступительных экзаменах. Мне помогала готовить программу замечательная актриса Лена Казаринова, с которой я играла еще в "Норд-Осте". В конце концов я прошла в несколько вузов и выбрала РАТИ, где училась в мастерской Алексея Владимировича Бородина, и нисколько об этом не жалею. Это был абсолютно правильный выбор. После института Алексей Владимирович предложил работать у него в РАМТе. И некоторые мои педагоги стали и моими театральными режиссерами, и даже партнерами. С Алексеем Анатольевичем Блохиным, например, мы теперь играем в одних спектаклях - в "Скупом", "Золушке", "Алых парусах".

- Какими для вас были годы учебы в институте?

- Это были годы невероятного счастья. Так как я видела, как тяжела работа папы и мамы, я понимала, что и учиться будет  трудно, но что настолько интересно, этого я не ожидала. Я играла разноплановые роли - и характерные, и драматические, и лирические. Мне повезло: меня заняли во всех дипломных спектаклях. Институт окончила с красным дипломом. Еще на втором курсе Алексей Владимирович пригласил меня и еще нескольких моих однокурсников ввестись в РАМТе в спектакль "Приключения Тома Сойера". А на третьем курсе мне доверили роль Ассоль в "Алых парусах". А учась на выпускном курсе, участвовала в спектакле "Берег утопии". Когда Алексей Владимирович пригласил меня на работу в свой театр, я была по-настоящему счастлива.

- Роль Ассоль принесла вам престижную награду.

- Спектакль "Алые паруса" был удостоен премии журнала "Театрал" как лучший музыкальный спектакль.

- Вы играете главные роли в РАМТе - Дульсинею Тобосскую в "Дон Кихоте", Констанцию в "Мушкетерах", Кирстен в "FSK 16", Элизу в "Скупом", Бекки Тетчер в "Приключениях Тома Сойера", Ассоль, и это не полный список. А при этом еще успеваете играть и в антрепризах.

- Да. Егор Дружинин пригласил меня в свой пластический спектакль "Всюду жизнь". Егор очень чуткий режиссер, собрал просто уникальную команду. Часть артистов здесь - профессиональные танцоры, а остальные - драматические артисты. Он смог создать уникальный танцевальный проект, на котором зритель смеется и плачет. Еще одна моя антреприза - "Вишневый сад" А. П. Чехова, где я играю Аню.

- Наверняка случались и экстремальные ситуации.

- Случается всякое. Как-то во время спектакля "Приключения капитана Врунгеля" я упала и надорвала на ноге связку, партнерам пришлось унести меня за кулисы, так как я не могла идти сама. Доиграть спектакль я так и не смогла.

- У вас были роли, так сказать, на преодоление?

- Когда меня распределили в спектакль "FSK 16", мне показалось, что это как раз роль на сопротивление. Я, девочка из вполне благополучной семьи, всегда была окружена любовью, не пью, не курю, должна была играть трудного подростка. Было довольно тяжело вживаться в эту роль, но в то же время и безумно интересно. Еще мне удалось преодолеть боязнь высоты. В спектакле "Алые паруса" в одной из сцен мне надо подниматься по лестнице на довольно большую высоту. Когда впервые попробовала туда залезть, мне было, мягко говоря, не по себе. При этом надо было еще и петь, и играть, чтобы зритель ничего не заметил. Пришлось  преодолевать свой страх. Сейчас эту сцену играю свободно.

- Есть роль-мечта?

- Конечно! Это Анна Каренина. Очень надеюсь, что когда-нибудь удастся сыграть эту роль и найдется режиссер, который будет свободен от штампов, представления о типаже актрисы, которая должна играть эту роль.

- Да какие ваши годы! Судя по вашей занятости, рабочий график у вас очень плотный.

- Знаете, он идеально подходит под мой характер. Я не могу долго сидеть на одном месте. Мне надо постоянно работать, путешествовать, общаться с интересными людьми, посещать выставки, спектакли, смотреть кино, открывать в себе новые возможности. Недавно, например, мне посчастливилось принять участие в передаче "Полиглот" на канале "Культура", в котором я с нуля изучала немецкий язык. Мечтаю научиться рисовать маслом и выучить "Лунную сонату" Бетховена.

- Как отец оценивает вашу работу в театре?

- Папа бывает на моих спектаклях, и я каждый раз очень волнуюсь, когда он находится в зале. Он самый мой строгий критик.

- С кем у вас наиболее близкие отношения: с мамой или папой?

- С мамой у нас свои секреты, с папой - свои. У меня прекрасные родители, с которыми можно и пофилософствовать, и просто подурачиться. К сожалению, папа очень занят, так что видеться с ним приходится реже, но мы очень радуемся каждой нашей встрече.

- Саша, я хорошо помню, как ваш отец переживал за вас, тринадцатилетнюю девочку, когда вы оказались в заложниках в Театральном центре на Дубровке. Понимаю, это были страшные для вас всех три дня.

- Сказать страшные - не сказать ничего. Мы с актерами из детской труппы просидели на балконе без еды трое суток. Этот теракт забрал жизни 131 человека. Я потеряла двоих очень близких мне людей - двоюродного брата Арсения Куриленко и подругу Кристину Курбатову. Каждый год я прихожу к зданию, где мы были в заложниках, положить цветы, бываю на кладбище, где похоронены наши ребята. Они всегда в моем сердце. Они мои ангелы-хранители. Вы видите фотографии на моем гримировальном столике? Это они. А мне просто очень повезло. Но до сих пор никто так и не понес ответственности за этот теракт, в котором люди погибли в основном в ходе спасательной операции, за которую впоследствии были розданы награды.

- Какова ваша гражданская позиция?

- Я считаю, что человек не должен оставаться равнодушным к тому, что происходит вокруг него, в его стране. Равнодушие губительно.

- Вы не новичок в кино. А ваше первое появление на съемочной площадке?

- Что вы, я считаю себя новичком. Мое первое появление на съемочной площадке было в дипломном фильме моего дяди, маминого брата, режиссера Алексея Сергиенко. Я тогда была совсем еще маленькой. Дядя сдавал свой дипломный фильм известному польскому режиссеру Кшиштофу Занусси. Помню, он увидел меня, улыбнулся и сказал: "Звездой будешь, по зубам вижу". Я запомнила эти его слова.

- Что, уже ощущаете себя звездой?

- Ну, до этого мне еще очень далеко, да, честно говоря, к такому статусу я не стремлюсь. Конечно, признание - это очень приятно, но гораздо важнее быть востребованным артистом.

- Где еще снимались?

- У Андрея Андреевича Эшпая снялась в его картине "Иван Грозный" - сыграла жену Грозного Анну Колтовскую. Еще несколько ролей сыграла у других режиссеров. Последняя моя работа в кино - четырехсерийный фильм Александра Котта "Тысяча один", где у меня отрицательная роль, антипод главной героини.

- Вы никогда не жалели, что стали актрисой?

- Пока такой мысли не возникало. Но в нашей работе очень важна работоспособность, постоянная готовность к чему-то новому и, конечно же, не обойтись без удачи. Пока у меня, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, много интересной работы, чувствую себя нужной, мне грех жаловаться. Хотя всегда есть к чему стремиться, чего добиваться.

- Кто ваши друзья?

- Мои друзья - это огромная, важнейшая часть моей жизни. Они для меня являются поддержкой, моим надежным тылом. Много друзей у меня и в театре, хотя это считается большой редкостью. Но в этом плане у нас просто уникальный коллектив, очень дружный, и я об этом могу говорить с гордостью.

- И вас свободно отпускают на съемки?

- Я же говорю, что у нас в театре коллектив необычный, уникальный, и главную роль в этом играет наш художественный руководитель. Он и требует с каждого по полной, но и старается идти навстречу.

- Саша, что такое для вас счастье?

- Когда у тебя с окружающим миром гармония. Когда живы и здоровы все твои родные и близкие.

- Чего вы хотите от жизни?

- Быть счастливой и иметь большую семью.

- Желаю вам этого счастья.

- Спасибо.

Леонид Гуревич
"Московская правда"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.