Денис ШВЕДОВ: "В кино я играю крутых дядек, а в театре - Дон Кихота"

Ему бы очень подошла роль Мартина Идена. В РАМТе, где служит Денис, он даже репетировал ее. Но не случилось. Зато случилась премьера фильма Юрия Быкова "Майор", где Денис сыграл главную роль. Картина наделала шуму на "Кинотавре" и в Каннах, а в Шанхае получила сразу три приза.
От пути героя Джека Лондона дорогу Дениса Шведова отличает лишь то, что тут обошлось без покровительства девушки из буржуазной семьи. В остальном - все сходится: и трудное детство, и постоянное самосовершенствование, и стремительный успех. И даже смятение, которое испытывает Мартин Идеен последнюю треть романа, настигает 31-летнего Дениса Шведова. Казалось бы, рекламные ролики фильма с участием актера крутят в московском метро, ему аплодируют в Каннском дворце фестивалей, на московской премьере Гоша Куценко заявляет, что "Майор" - новая точка отсчета нашего кино, фильм, сравнимый по силе разве что с балабановским "Братом". Но ощущения Дениса далеки от удовлетворения. Сознание того, что все в нашей жизни устроено неправильно, причиняет ему практически физический дискомфорт.
Даже к собственной завидной внешности у него претензии. "У меня есть проблема - я большой, высокого роста, у меня борода, лысая голова и меня берут в кино сниматься либо на роли полицейского, либо бандита, либо охранника", - говорит Денис. Правда, оказавшись на территории яхт-клуба, где проходит съемка, Денис будто светлеет и расплывается в улыбке. Бликующие на солнце волны растворяются в глубине его глаз. Он смотрит на воду, и лицо его впервые принимает умиротворенное выражение.

- Все мои друзья сейчас собираются на Бали - серфить. Доска и океан - больше ничего не нужно для счастья. И люди там, оторвавшись от своих машин, домов, работ и проблем, становятся совсем другими, настоящими. Каждое лето я урываю месяц, чтобы уехать в серф-кемп и пожить другой жизнью. В этом году я решил поработать - снимаюсь в одном проекте, теперь страшно завидую друзьям, которые уехали.

- По вам заметно, что вы дружите со спортом. Наверное, еще в детстве чем-то занимались…

- Печальная на самом деле история. Я хотел играть на баяне, а меня отдали в спорт.

- А вы родителям об этом желании говорили или оно было где-то глубоко?

- Оно было очень глубоко в душе, а они не распознали во мне музыканта и отдали меня в регби.

- Играли бы сейчас в группе "Ленинград"…

- А почему нет? Рвал бы меха в клипе "Мне бы в небо". На самом деле до профессионального спорта не дошло. Стал пропадать с ребятами во дворе. Я учился в туристическом вузе, но учеба была последнем месте. Бросил и случайно оказался в театральном училище.

- Судьба?

- Буквально за руку меня привела. Послушать со стороны - кажется, выдуманная история. Но на самом деле нет. Я ничего не приукрашиваю. У меня на районе есть друг, родители у него актеры, папа был одним из ведущих актеров в РАМТе. В тот момент друг уже учился на первом курсе. Я был впечатлен этим обстоятельством. Когда мы спрашивали о его учебе, он так увлекательно рассказывал! И я заразился. Правда, не был уверен, что мне это подходит, тогда я и книг особенно не читал, и обучение не было моим любимым занятием. Но актеры - люди более наблюдательные, чувственные. Видимо, он что-то во мне разглядел и сказал: "Все равно ничего не делаешь, давай так - к папе моему придешь, он на тебя посмотрит". Папа, к слову, оказался обладателем редкого комедийного таланта. Он меня послушал и сказал: "Поступай". Я знал, что от ВДНХ, где я жил, до Щепкинского училища ходит маршрутка. Где-то я слышал, что в театральных вузах творится что-то невообразимое, 800 человек на место, и был готов к тому, что мне предстояло выстоять огромную очередь.

Я приехал в 5.30. Только в 11 часов началась какая-то движуха. Я отсиживался в кафе, слонялся вокруг училища, дошел до кондиции, когда ненавидел весь мир, и мне уже было ничего не надо. Я спокойно зашел, прочел отрывок, и педагог сказал мне: "Приноси документы, больше никуда не ходи". Это было больше, чем неожиданность. Я был готов бороться, но все случилось практически само собой.

- Трудно было учиться?

- Я хорошо усвоил один урок - что надо жить одним днем. Сегодня ты сыграл отличный спектакль, но это не гарантия того, что так же хорошо получится завтра. Надо каждый раз доказывать свою состоятельность, тянуться к этой планке и пытаться ее перепрыгнуть. Несколько раз я обжигался, сначала в училище, потом в театре, думая: "Вот я красавчик, все у меня получается, все здорово!", а потом так по носу получал! В спорте, кстати, то же самое. Но я это как-то забыл быстро - актерская среда более безопасная, более лощеная, манящая. В спорте все более грубо и однозначно: пропустил тренировку - получил, сразу больно, и понимаешь, что надо работать. А, собственно, главное - обучение актерству - началось потом. В училище нас не учат, как играть в кино, приходилось самому добирать - наблюдением, чтением. Вот недавно купил книгу об американской актерской школе, и там перечисляются актерские методы - о большинстве я раньше
даже не слышал, а оказалось, ими пользуются с 1957 года. Давно существуют техники, обучающие, как существовать в кино. Чем дальше я в эту книгу погружаюсь, тем больше растет во мне недоумение: что я делаю? Чем я занимаюсь? Может, уехать на Бали?

- Но дауншифтинг - не проявление слабости?

- Согласен. Туг постоянно что-то надо доказывать, бороться, там - ничего не надо: доска, шорты, океан. Рис, и все нормально. В общем, сейчас я на каком-то новом витке актерского развития. И хочется даже в следующий раз отказаться от традиционных серферских каникул на Бали и поехать в актерскую школу. Надо расти - профессия у нас такая, все время как бы происходит игра "Кто круче?”. Сегодня я круче тебя, завтра - ты, а послезавтра - опять я.

- В недавнем интервью HELLO! Гоша Куценко рассказал такую вещь - он любит свою профессию, потому что ему приятно нравиться людям.

- Абсолютно согласен с ним. Я сам, и многие, я знаю, гонят от себя эти мысли, поскольку это чересчур эгоистично, самолюбиво. Но это часть нашей профессии нравиться. Для актрис важно, чтобы мужики ими восхищались, бегали за ними. Актерам - чтобы девчонки стояли у подъезда, кидали лифчики на сцену. Ничего в этом плохого нет.

- А вы на себе такой "отклик" ощущаете? Чувствуете свою популярность у женщин?

- Мне часто приходит такая мысль, что мое лицо не внушает даже поверхностного доверия. Либо эта реакция где-то очень глубоко скрыта, либо люди боятся ко мне подойти. (Смеется.) Где-то в Instagram, в соцсетях пишут, но так чтобы открыто, такого нет. Да и с чего - у меня не так уж много фильмов. Мне больше лестно было бы, если бы в театре это проявлялось. Ведь по-хорошему в театре проверяется артист - сможешь ли ты два часа держать зал, запомниться зрителям. Пока таких ролей у меня нет. Но это связано с телеком - стоит только начать играть в сериалах, и сразу всем запомнюсь.

- Почему не снимаетесь в сериалах, неужели не зовут?

- Еще как зовут, соблазн невероятный. Иногда думаешь: снялся бы в 50-ти сериях, купил бы себе квартиру в центре или домик за городом. Сериал пройдет, а домик останется. Но пока держусь. Я не то, что за искусство - за качество. Хотя чем больше удается сниматься, тем больше я понимаю, что качество зависит только от тебя и твоих партнеров, потому что уровень оформления съемочной площадки, качество обедов, транспорта и всего остального не гарантирует хорошего кино на выходе.

- Денис, не могу не вернуться к теме детства. У вас очень живая мимика, экспрессивная жестикуляция Такое бывает у людей, которые выросли в артистической среде. Но, как я понимаю, это не про вас. Вы всегда таким были?

- Расскажу такой пример: около метро "ВДНХ" раньше были музыкальные палатки. И когда мы, дворовые ребята, шли мимо по своим делам - то, естественно, начинали как-то одобрительно-оживленно себя вести, когда звучала тяжелая музыка. Я делал вид, что мне тоже очень нравится hеаvу metаl, но краем уха я пытался зацепить вокальные партии, которые доносились из другой палатки. На самом деле меня завораживали оперные арии, я чувствовал в этом красоту, энергию, историю. Культурные ценности меня манили, но черпать их было неоткуда. Не в спорте же - вы видели регбистов? Так получилось, что отца у меня нет, мама занималась тем, чтобы нас с сестрой как-то поднять на ноги, и я был предоставлен сам себе. Своим примером я хотел сказать вот что: жизнь предлагала такие варианты развития и общения, а хотелось другого. Хотелось музыки, театра, культурных событий. И вот такая раскоординация у меня до сих пор бывает То есть мне хочется играть одни роли, а дают другие. У РАМТа своя специфика. В кино я играю крутых дядек, а в театре - Дон Кихота.

- А он что - не очень крутой?

- В своих устремлениях - конечно, покруче некоторых. Но хочется в театре взрослую роль, драматическую. Я очень много смотрю постановок - мне нравится Чеховский фестиваль. Их спектакли так соответствуют времени по оформлению и содержанию, способу выражения, что я думаю: хорошо бы, чтобы и у нас так было. Театр тоже нуждается в продюсере. У нас такой профессии нет. Во многие наши театры ходить сейчас просто невозможно. Можете кинуть в меня камень, но что там делать - спать? Вот я ходил на вечер Алекса Дубаса, он читал со сцены свою повесть - историю любви, музыканты выступали. Это был прекрасный вечер. Те чувства, что я там испытывал, - ровно те, что люди должны испытывать в театре. Мне было хорошо, весело, грустно, я думал о себе и обо всем на свете. Все эти переживания со мной случились. Традиции надо обновлять. Это же не елизаветинские театры или английские, где мужчины играют женщин. Мне хотелось бы со временем если не самому стать таким продюсером, то хотя бы привлечь такого человека - не антрепренера, а продюсера, который бы модернизировал театр, стряхивал бы эту академическую пыль.

- А чего вам еще хочется, чего душа просит?

- Сниматься в кино, хочется дальше с Юрой Быковым работать, у него всегда истории про что-то конкретное. Приступая к работе с ним, я всегда уверен в том, что, во-первых, это будет не просто, во-вторых, не стыдно. Хочется смотреть на результат своей работы и ощущать, что я не зря ем свой хлеб. Еще мне товарищ подкинул идею документального, можно сказать, фильма. Мы собираемся кататься по разным странам и спрашивать у людей, почему они занимаются тем или иным видом спорта. Среди серферов и кайтеров встречаются очень интересные люди. Это история не просто о спорте, это такая дань нашей философии, вдохновляющий момент, пример для молодежи.

- Вы с таким жаром говорите о работе и увлечениях! А семья не находится в плоскости ваших интересов?

- В последнее время я думаю о детях все чаще. С женщинами сложнее. Кажется, что только в литературе остались примеры верных, крепких семей. Хотя даже у нас в театре есть союзы счастливых любящих людей, у которых есть дети, но при этом они остаются современными людьми, которым не чужды веселье, радость, сумасшествие. По-моему, это сказала Алиса Фрейндлих: "Моя главная ошибка в том, что три четверти жизни я думала, что все еще впереди". Это же гениально. Обычно, как мне говорят? "Тебе сколько лет - 30? Ой, молодой, все еще впереди!" Но иногда я отчетливо ощущаю, что мне чего-то не хватает.
Взаимоотношения, секс - это одно, но близкий человек, который всегда рядом, - совсем другое. И чем старше ты становишься, тем сложнее изменить свою жизнь, впустить кого-то в свое личное пространство… Так что этот вопрос оставляем открытым.

Ирина Попович
HELLO!
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.