Дмитрий БУРУКИН: "Мушкетеры - королевский спецназ!"
Заметный артист из нового поколения Дмитрий БУРУКИН сыграет гасконца д'Артаньяна. Накануне премьеры он рассказал "ВД" о том, как переиграть Михаила Боярского и почему роман Дюма до сих пор актуален.
Дмитрий, расскажи, каково это - играть д'Артаньяна?
Когда летом я вышел из отпуска, в театре спросили: "Какие планы?" Я ответил: "Работать, не жалеть себя и открывать новое". Вот, видите, накаркал (смеется). Это моя первая главная роль в РАМТе. Когда я узнал о том, кого именно буду играть, сразу возникло огромное желание выложиться на 100% и сделать все в лучшем виде.
Чем, на твой взгляд, версия режиссера Андрея Рыклина будет отличаться от сотен других инсценировок романа Дюма?
Первое отличие - это фехтование. Ни в одном театре вы не увидите постановки с таким количеством драк на шпагах. Кроме того, сама техника фехтования уникальна. Андрей ведь не только режиссер, он еще и педагог по сценическому фехтованию. Но главное, конечно, не это. Роман Дюма до конца еще не разгадан. Лично я считаю, что это глобальное произведение. Политическое и очень актуальное сегодня.
Что ты имеешь в виду?
Все привыкли думать, что "Три мушкетера" - это такая сказочка. Неправда. У романа есть реальная историческая подоплека. Когда я читал книги о том времени, много чего нового узнал. Дюма, конечно, что-то придумал, но суть осталась. Д'Артаньян (а он существовал на самом деле) изменил историю. Не будь его, не было бы борьбы де Тревиля и кардинала за влияние на короля. Ведь кто тогда управлял страной? Формально - король, а фактически - кардинал. Помимо войны с Англией, Францию раздирала внутренняя борьба. С одной стороны, кардинал с его гвардейцами, с другой - Тревиль с мушкетерами. Цель у обоих была одна и та же - влияние на короля. Сейчас похожие вещи происходят у нас в стране. Ведь кто такие мушкетеры? По сути королевский спецназ. Люди по блату. У нас в стране их полно.
Так или иначе, а "Три мушкетера" - роман и развлекательный тоже. Зритель пойдет смотреть спектакль, надеясь увидеть историю любви и дружбы...
Тем, кто непременно ждет любовных историй, скажу: любовь - одна из главных составляющих и романа Дюма, и нашего спектакля. Тут такой масштаб чувств! И мы, надеюсь, сумеем его продемонстрировать публике. Хороши сцены встречи Миледи и Атоса спустя 10 лет. И Констанция с д'Артаньяном... ну, сами понимаете. Я, кстати, верю в такую любовь и желаю ее нашему поколению. И такой дружбы, как у мушкетеров, желаю... Это же так важно, когда люди готовы отдать жизнь за друга, за любимую, за честь, за долг, за правду. Жаль, что сегодня все это куда-то ушло, мы стали забывать, как именно надо жить, любить и дружить. Наш спектакль, надеюсь, будет напоминанием.
Ты сравниваешь, как любили-дружили-жили тогда и сейчас. Не веришь в свое поколение?
А какие у нас сейчас ценности? Если отношения, то сразу постель. Если цель, то непременно кредит на дорогую машину. Главное - выставить себя напоказ. Мол, смотрите, какой я крутой. Я считаю, моему поколению пропагандируют ложные ценности. Есть очень хорошие, добрые и образованные люди. Но они в тени.
Что тебе нравится в своем герое?
Его наивность, открытость, правдивость. Если он не прав, он признает это сразу. И спрашивает: "Что сделать, чтобы все исправить?" Если влюбляется, то безумно. Он все время куда-то летит. Мне это нравится. Я тоже не люблю сидеть на месте. Есть такое выражение "активно ждать". Так вот оно не про меня. Про меня - "активно действовать". Я, как и мой герой, жадный до жизни. Если постоянно откладывать, можно ведь и не успеть ничего. Я сто раз об этом думал: живешь-живешь, потом бах - и тебе 60 лет, а ты ничего не сделал. Надо все делать, как в последний раз.
А есть что-то, что тебе в твоем герое не нравится? Или это герой мечты? Кумир из детства? Может быть, ты представлял себя на его месте, когда был маленьким?
Я почему-то себя Арамисом представлял (смеется). А что не нравится в д,Артаньяне... Он сначала делает, потом думает. Эта черта нехорошая. С другой стороны, именно так он и получает важный жизненный урок. В нашем спектакле д'Артаньян перерождается. Начинает понимать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Как ты относишься к стереотипу - зачем ставить "Мушкетеров", когда есть фильм Юнгвальда-Хилькевича. А Михаила Боярского переиграть нельзя.
Я не ставлю себе цели переиграть Боярского. Есть Боярский, а есть Бурукин. Я просто делаю то, что считаю нужным. Это дело критиков - обсуждать и сравнивать. К самому фильму я отношусь очень положительно. Хотя там мало фехтования (смеется).
У вас, я так понимаю, его много. Расскажи, почему для тебя это так важно?
Во-первых, фехтование - та же метафора. Наши диалоги в идеале должны быть такими же, как наши драки. Резкими, ранящими, острыми. Во-вторых, я этому самому фехтованию научился. Его преподают в вузе. Но то, что я умел после такого преподавания, можно сравнить с чтением по букварю. Благодаря Андрею Рыклину я "читаю запоем", а иногда и сам сочиняю (смеется). Я развил себя, как фехтовальщик. Мой профессонализм увеличился. Теперь я могу сказать - а я еще и так могу. И эдак. В моей профессии это очень важно.
Ты еще и ставишь хореографию в этом спектакле. Как такое возможно?
Я 13 лет занимался танцами - бальными в том числе. Джазом, модерном, работал в балете "Тодес". С недавнего времени начал сам преподавать бальные танцы. У меня много хороших знакомых в этой среде: Олег Глушков, Егор Дружинин... Я снимался в картине Егора "Первая любовь" вместе с Юлей Савичевой и играю в его спектакле "Всюду жизнь". У него везде танец - один из смыслообразующих элементов действия.
Но ведь есть разница - заниматься танцами и ставить их.
Да нет. Нет разницы. Мне нравится придумывать что-то новое. В спектакле "В пространстве сцены" я тоже выступаю в роли хореографа. И в Roсk'n'Rolle. В "Мушкетерах" я "сделал" ночь д'Артяньяна с Миледи, сделал сцену в Менге, по мелочи много чего. Я придумываю танцы постоянно, дарю их друзьям на свадьбы.
Что тебе нравится в режиссерской манере Рыклина?
Андрей безумно предан своему спектаклю. Я смотрю на него и думаю, как это сложно - ставить спектакль. Адский труд. Он порой позволяет себе крикнуть на кого-то. И я его понимаю. Как только дашь слабину, всё, тебя сразу съедят. У меня такая же история с танцами - чуть расслаблюсь, и меня уже не слушают. Хотя такое редко бывает (смеется). Я создаю в классе особую атмосферу, чтобы танец стал наркотиком для моих ребят.
Дима, а почему при такой любви к танцам, ты выбрал театр?
Я помню очень отчетливо, как решил для себя: если удастся поступить в театральный вуз, брошу танцы. Поступил. Бросил танцы. Не жалею. Но не желаю и о том, что ими занимался. Танцы... Там все непросто...
Ты правда считаешь, что в театре среда лучше?
Тут другое. Просто театр я люблю больше, как выяснилось. И сейчас я занимаюсь тем, что люблю. Просто работаю. И хочу развиваться дальше, много играть, сниматься.
У кого бы ты хотел сниматься? Знаю, ты работал какое-то время в сериалах.
На данном этапе я не хотел бы попасть в сериал. Хочу хорошего качественного кино. К хорошему режиссеру. К Кончаловскому или Лунгину - мечта. Недавно посмотрел фильм "Дирижер" - это неимоверное что-то. Вот ради такого кино и ролей в таком кино мне хочется заниматься профессией. Тратить себя. В театре мне очень важно волшебство. Не люблю, когда подменяют понятия. Когда вместо волшебства остается голая концепция. Например, "В ожидании Годо"... Условный режиссер говорит: "Пусть герои будут наркоманы и будут сидеть в тюрьме. Это же прикольно, эпатаж, и зритель пойдет"... Не люблю. Если уж эксперименты, то такие, как у Дмитрия Крымова. Его театр художника - уникальное явление. Очень люблю спектакль "Демон: вид сверху".
Что дает тебе твоя профессия, как ты думаешь?
Знание людей, их психологии. Если говорить о профессии хореографа-постановщика, то я все время ищу, каким движением или жестом заменить слово.
Кто, на твой взгляд, делает это лучше всех? Чья хореография тебя впечатляет?
Пины Бауш. Я смотрел ее "Весну священную". Где все танцуют в земле. Это потрясение. Безумно люблю театр Джеймса Тьерре, внука Чарли Чаплина. На сцене не произносится почти ни одного слова. Все выражается в пластике. Мне это близко. Некоторые мои друзья говорят, что я органичнее, когда молчу, чем когда говорю (смеется).
Что тебе дорого в родном театре?
Люди. У нас дружная и добрая труппа. Я пришел сюда, чтобы познавать и пробовать, и я это получаю.
Ты учился у Алексея Владимировича Бородина. Главный его урок?
Он учил и учит нас работать, работать и еще раз работать. Тогда все будет хорошо.
Ты не боишься, что вдруг останешься не удел? Твоя карьера в самом начале, и может случиться всякое...
У меня есть запасной вариант - танцы. Меня звали в театры быть штатным хореографом. Хотя я уверен - все будет отлично. Я оптимист. И совсем не думаю о неудачах.
Как зритель ты бываешь в театре?
Очень редко. Я очень люблю наш "Берег утопии". Последнее, что видел - наш же спектакль "Почти взаправду". Он детский, но это кажущаяся видимость. Все эти белки-тушканчики совсем как мы, люди. Мне понравилось.
Ты много играешь в детских спектаклях. Что это тебе дает?
Я обожаю детские спектакли. Дети - самые благодарные и чуткие зрители. Их не обманешь. Не выложишься по полной, схалтуришь - они просто не будут реагировать. Совсем недавно было такое: я услышал, как ребенок, выходя из другого театра, с другого, не нашего спектакля, говорил маме: "Да ну, лучше бы на "Тома Сойера“ еще раз сходили". Это лучший комплимент, который я слышал в жизни. Вы не представляете, какое удовольствие слышать детский смех. В спектакле "Приключения Тома Сойера" есть момент, когда мой герой писает. Так вот - это всегда выстреливает. Все смеются. Еще как-то мой педагог Алексей Блохин замечательно сказал: "Сыграешь детский спектакль - сразу как будто на 5 лет помолодел".
У тебя есть кумиры?
Мне нравится Джим Моррисон. Как он шел наперекор всему. Нравится Брэд Питт, Аль Пачино. Из русских актеров - Олег Меньшиков, ушедший Панин... Из молодых никого не назову. Всегда смотрю и думаю: "А я бы сделал это лучше" (смеется).
Как реагируют твои родные на твою карьеру и цели?
Мой папа - милиционер, а мама - бухгалтер. Никто из них никогда не был связан с актерством. Когда я занимался танцами, все вокруг твердили "идти в актеры". Ну, я и пошел. Окунулся в эту атмосферу, прижился. Никто мне не перечил никогда. Моя мама вообще самый трепетный мой зритель. Она ходит на все мои спектакли. И, кстати, не всегда хвалит.
И как ты реагируешь?
Я люблю критику. И сам себя часто критикую. За лень. Иногда бывают выходные. И я только и делаю, что сплю. А мог бы столько дел провернуть.
Наталья Витвицкая
"Ваш досуг"