Екатерина ПОЛОВЦЕВА: "Лев Толстой больше понимает сегодняшний день, чем современные писатели"
- Каково ваше ощущение сегодняшнего дня: его болевых точек?
- Мне кажется, особенно важно научиться делать правильный выбор.
Сегодня, когда все дороги открыты, когда нет запретов, и можно абсолютно все, это дает грандиозную свободу действий с одной стороны, а с другой стороны - это огромное искушение. Можно без труда пойти по ложному пути: переключиться на что-то очень заманчивое, но совершенно не нужное.
Вообще очень легко затеряться в сегодняшнем времени, потерять себя. Важно определить для себя главное и научиться отсеивать все лишнее. Очень важно в творчестве, да и в жизни, найти своих людей, с которыми можно было бы двигаться, развиваться вместе в одном. направлении, которым ценно тоже, что ценно и тебе. Людей, которые могут в какой-то момент повести тебя за собой по общему пути.
Еще мне кажется, очень важным найти свой истинный ритм жизни и работы. Это не так просто, как кажется. Внутренний, глубинный ритм у каждого человека творческой профессии особый, свой. Мое ощущение от сегодняшнего дня достаточно неоднозначное. Когда я только приехала в Москву поступила в театральный институт и училась на первом курсе, у меня постоянно было ощущение, что я не успеваю за жизнью: все проносится мимо с такой скоростью, что порой руки опускаются. Хотелось запереться у себя в комнате и неделю не выходить. Позже я поняла, что невозможно все успеть.
- Какие тексты можно назвать знаковыми для сегодняшнего дня? Особенно из молодых драматургов, писателей?
- На мой взгляд, Андрей Платонов сегодня необходим как воздух. Или потрясающий Иван Шмелев: настроение его так созвучно сегодняшнему дню. Из современных писателей меня лично впечатляет Захар Прилепин.
Классика всегда современна. Меня восхищает то, что великие произведения в разное время по-разному начинают звучать и кажутся такими актуальными, такими сегодняшними. Есть впечатление, что например Лев Толстой все понимал про сегодняшнее время, даже больше, чем многие современные писатели.
- Каково ваше ощущение от своего поколения? Каковы самые болезненные точки процесса: нехватка сильных текстов, площадок для реализации задуманного, актеров, способных это донести?
- Я считаю свое поколение очень счастливым, даже отчасти беззаботным. Все эти проблемы всегда были, в любое время: и нехватка текстов, и площадок для реализации, и т.д. Это традиционный набор препятствий, которые режиссер должен преодолевать, чтобы еще раз утвердиться в выбранном им пути. Естественно, никто тебе на золотом блюдечке ничего не поднесет, нужно работать, это закон, по-другому не бывает. Сейчас ощущение, что тебя везде ждут, ты везде нужен, даже если ты хоть мало-мальски из себя что-то представляешь. По-моему, все дороги открыты - только приди, приди! Определись, чего ты хочешь, и приди. А трудности, когда их не было? Они должны быть, это театр, это очень жесткий мир. Но и прекрасный тоже. Если ты находишь подход к людям, ключ к материалу, то все расцветает и дает такие неожиданные и порой прекрасные плоды. Нельзя отрицать, что сейчас молодые режиссеры очень востребованы, что в театрах их ждут, позволяют, в сущности, полноценно реализовываться. И это счастье, счастье, что есть работа.
- Кто из актеров более полно отражает образ кумира поколения и почему?
- Я не люблю слово "кумир". Я так быстро меняюсь, и в разные периоды жизни мне интересны разные актеры. Сейчас мне интересна Чулпан Хаматова - она яркая личность, развивается, ищет себя в разных ипостасях. Ее работа в Благотворительном фонде вызывает мое огромное уважение. К работе с актерами такого уровня режиссеру надо прийти со своим большим багажом.
- Как вы понимаете успех?
- Когда актеры с удовольствием играют, художник и композитор увлечены твоими задачами. Сидишь в зале и думаешь: хорошо, что удалась хотя бы половина из задуманного тобою.
Марина Квасницкая
"Дом Актера"