Миндаугас КАРБАУСКИС: "В гостях хорошо, а дома - лучше"
После трехлетнего перерыва один из лучших режиссеров страны выпускает премьеру в РАМТе "Ничья длится мгновение" по роману Ицхокаса Мераса.
- Многие считают, что для вас смерть - одна из важнейших тем. Вот и в РАМТ вы пришли с текстом о литовском гетто, о геноциде.
- Тема геноцида очень важна. Этим многие занимаются в жанре документального театра. Но мне кажется, что документы жизни гетто - для телевидения. Театру не надо туда лезть. Театр - это немножко другое. Это творческое переосмысление реальности, а не документ. Някрошюс все время повторяет, что надо удержать себя в этой позиции. И я с ним согласен. Когда все движется в сторону актуализации, в новую драму, очень хочется удержаться в самой трудной части театра, где без профессии - никак. В театре - художественном явлении. Тема геноцида имеет опосредованное отношение к моему спектаклю. От гетто остался - это важно - знак гетто: желтая звезда и свастика. Ведь у меня и в "Рассказе о семи повешенных" никого не вешали. Cамого акта смерти никогда не было у меня на сцене. И здесь не будет.
История гетто - в некотором роде тоже спектакль, поставленный немцами с участием жителей гетто. И евреи-старосты гетто понимали, что это спектакль, но принимали решение, следуя закону: чтобы спасти одного, можно пожертвовать другими. Как надо было играть, чтобы десять немцев вели на казнь девять тысяч евреев! По сути, даже не прибегая к оружию. Немцы играли верой в то, что все будет хорошо. Знакомая игра. Готовность обманываться - одна из тем и моего спектакля. Но главное, конечно, выбор между самообманом и сопротивлением.
- У Чехова тема смерти всегда близко. Не думали его поставить? Чеховский фестиваль вас не звал в свою юбилейную программу?
- Звал. Но когда затеваются 25 спектаклей по Чехову и все режиссеры совместно замахиваются на юбиляра, самое достойное - промолчать. Чехова я отложил на будущее. Когда торжества утихнут. Хотя по этому случаю перечитал всего, с начала до конца. Если бы к чему-то приступал, то, наверное, к "Скучной истории".
- У вас было года три на перечитывания. Такая пауза в работе - для режиссера не страшно?
Не работать длительный период - это в некотором роде моя очередная творческая задумка. В молодости я уже был безработным. После окончания актерского факультета я не получил приглашений на работу. Трехлетняя пауза у меня уже была. Но в тот раз она была вынужденная, а в этот раз - осознанная. Можно замечательно жить не работая - поверьте мне. И даже извлечь пользу. Но наступает момент, когда думаешь: а нужен ли ты? Встает вопрос самоактуализации. Иногда, честно скажу, было очень страшно. А с другой стороны, не хотелось сдаваться!
- Но вы болтались без дела? На что же вы жили?
- Мы манипулируем именно этим аргументом - "мне не на что жить, надо кормить детей". Сергей Бархин правильно говорит, что все-таки делом, которое требует перфекционизма и немножко высокомерия, немножко идеализма, лучше заниматься людям обеспеченным. Я пришел в театр не за материальными благами.
- У вас есть оптимистический вариант вашего будущего?
- Ну, например, один из ректоров учебного заведения, учитывая мою профессиональную репутацию, дает мне право на обучение заинтересованных молодых людей. Чтобы мы могли развиваться дальше… По большому счету, мне театра не надо - я уже многое прошел, делал большие спектакли и т. д. Мне интересна лаборатория.
- И вы бы не создали театр со своим курсом?
- Он бы создался само собой. В России театр своих учеников - вообще единственная модель рождения режиссерского театра.
- А в "чужом" театре, теперь в РАМТе, например, хочется остаться?
- Конечно! Как не остаться? Ты же свою душу вкладываешь. Это монстром надо быть, чтобы все время бегать. Я не такой. Я театр домом делаю, влюбляюсь в людей, себя вкладываю. С другой стороны, нельзя же обосноваться в чужом доме. Я все время напоминаю себе, что я - в гостях. Хотя не знаю, как это - дома?
- Как вы выбираете, к кому пойти в гости?
- Обращаю внимание прежде всего на нравы домочадцев. В РАМТе замечательная дружеская атмосфера.
- Вы - режиссер-диктатор?
- Нет! Дайте мне театр, и вы увидите, что я - ангел. Хотя Анджело в пьесе "Мера за меру" власть превратила в диктатора. Нельзя ничего понять про человека, пока ты не возложил на него ответственность.
Светлана Полякова
TimeOut