Нелли УВАРОВА. Интервью официальному сайту форума "ТЕАРТ"
На время спектакля "Ничья длится мгновение" Российский академический Молодежный театр вместе со сценой и зрительным залом превратил Национальный академический драматический театра им. М. Горького в гетто. И вот одна из участниц этого гетто, Нелли Уварова, рассказала о своих героинях, различиях игры спектакля на родной сцене и на сцене в Минске и о том, какая же это боль для актеров - театральный фестиваль.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей героине. Точнее, о Ваших трех героинях. Какого это, на протяжении спектакля перевоплощаться в трех разных лиц?
- Все три героини важны в этом спектакле. Наверное, подробней можно говорить о Рахиль Липман, ее образ раскрывается наиболее полно. У каждой есть своя боль, своя драматическая ситуация. Когда мы начали репетировать, режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС сказал мне очень странную вещь, которая меня крайне удивила: "Самый счастливый человек в гетто". Странная потому, что все против этого, все против ощущения счастья. Где его черпать - совершенно не понятно. Но, тем не менее, режиссер именно так обозначил этот персонаж, хотел, что бы она так звучала. Не смотря ни на что, человек может быть счастливым в гетто, цепляется за самое малое, что есть, и вырастает такое большое счастье - рождение ребенка. Другое дело, как эта история заканчивается. Самое важно было рассказать об этом счастье. Возможность в гетто родить, потеряв всех, дать жизнь новому человеку, жить мечтами и памятью жизни вне войны, то есть быть уверенной в том, что жизнь будет долгой и счастливой, только потому, что моя героиня даёт жизнь другому человеку. Если есть возможность рожать, значит, это дает основания думать, что впереди счастье.
- Сложно ли Вам быть театральной и киноактрисой одновременно?
- Нет, не сложно, интересно и радостно пробовать себя в разных жанрах как на сцене, так и вне ее. А кино или телевидение как раз дает такие возможности. В театре я репетировала комедию "Скупой" и в это же время снималась в драматической истории. То, что жизнь дарит возможность быть одновременно там и здесь, - это самое сложное и самое прекрасное, что может быть.
Каждая площадка требует своих правил игры. В театре нужно существовать гораздо шире и гораздо ярче. Зачастую многие спектакли ориентированы на большой зал, соответственно, это другой посыл голоса. Иногда кинорежиссеры попрекают артистов, много работающих в театре, в излишней театральности, потому что мы привыкли работать широко. В кино, конечно, приходиться усмирять себя и существовать только и диапазоне "я и мой партнер". Хотя иногда и в театре просят, мол, давайте как в кино, то есть подавайте ровно столько энергии, сколько нужно для разговора с партнером. В то же время в кино, если того требует ситуация, жанр, яркая характеристика героя, просят: "А давайте будет как в театре, давайте шире", что в кино кажется немного выпукло. Мы умело этим жонглируем. Или неумело. *Смеется*.
- В одном из интервью Вы говорите, что соглашаетесь только на интересные для Вас роли. Что Вас привлекло в вашей роли в спектакле "Ничья длится мгновение"?
- Начало истории было такое, что режиссер, выбрав этот материал для постановки в нашем театре, предложил прочитать роман Ицхокаса Мераса. Там много женских образов, у каждой своя история, но не все истории вошли в спектакль. Я бы, не сомневаясь, согласилась сыграть любую роль в этом спектакле. На это повлияла и тема, затронутая в постановке, и режиссер, который ее ставил. Он очень значимая для меня фигура. Это очень тонкие вещи, о которых трудно говорить. Подобного рода истории, подобного рода драматические события такого масштаба и такой сложности не часто встречаются. Сама ситуация - заключение людей в несвободе, обозначенной как правила игры, - очень нездоровая, неестественная. Каждый день в гетто - значим, событиен. Если для обычных людей утро - это бытовая вещь, то каждое утро в гетто – это драматическая ситуация. Каждый час событиен. Каждый, даже маленький поступок, уже о чем-то говорит, потому что неизвестно, когда твоя жизнь оборвется. В такого рода существовании задумываешься о каждом слове, о каждом поступке.
- Чем для вас стала новость о том, что спектакль номинирован на премию "Золотая Маска"?
- Мы живем обычной для театра жизнью. Репетируем с утра один спектакль, вечером играем заявленный в афише - это наши трудовые будни. А потом в наши трудовые будни наступает момент премьеры! Это такое чувство, когда ты что-то долго-долго вынашиваешь и можешь, наконец-то, поделится этим со зрителем. В этот момент ты уже перестаешь быть единственным участником спектакля, он перестает принадлежать только актерам, а начинает принадлежать уже и зрителям. После премьеры еще один показ и еще…И потом это снова становится обычным, но в хорошем смысле. Не хочу занижать это понятие. И вот вдруг на доске объявления висит: "Спектакль номинирован…" Мы стоим, уверяю вас, минуты полторы, радуемся, обсуждаем, похлопаем и снова идем репетировать. Гораздо важнее процесс, нежели результат. Мы очень рады, что спектакль "Ничья длится мгновение" номинирован на "Золотую Маску", это только подтверждает, что все было не зря. Но поверьте, если бы спектакль не номинировали, любить его от этого меньше мы бы не стали, потому что мы в него вложились и выкладываемся каждый раз, когда выходим на сцену.
- У Вас достаточно много самых разных ролей в спектаклях РАМТ. Есть ли роли, образы, которые наиболее сложны для Вас?
- Не остались таких спектаклей, которые бы не требовали усилий. Я нервничаю перед каждым спектаклем. Это как прыжок с парашютом. Это не зависит ни от сложности жанра, ни от сложности роли. Даже перед совсем небольшой ролью я все равно нервничаю. Если ты выходишь на сцену, то уже прыгаешь с парашютом, и дальше летишь, и надо благополучно приземлиться, включать для этого какие-то механизмы.
- Вы побывали на многих театральных фестивалях. Скажите, пожалуйста, свое мнение о "Теарте".
- Если быть откровенными, то это вечная боль. Плохо для нас организовывают гастроли на фестивали. Объясню почему. Мы приезжаем ровно на время, чтобы отыграть спектакль. Приехали, отыграли, уехали. А где обмен? Фестиваль - это праздник для зрителя, безусловно, но почему мы не можем посмотреть работы других артистов. Мы вчера с тоской смотрели, кто у вас будет показываться в ближайшие дни. Фестиваль и форум - это единственная возможность для артиста посмотреть, что творится в других театрах, течениях. Тем более, международный. Поэтому все знакомство с "Теартом" проходит на уровне программки. У вас большие, красивые программки, с классными фотографиями, мы все это изучили, обсудили, подумали, что очень бы хотели бы увидеть… Это такая тоска…
Нам было очень приятно играть "Ничья длится мгновение" в Минске. Мы в Москве играем в другой обстановке, зритель сидит ближе к нам, нет такого разделения, фактически четвертой стены как на сцене Национального драматического театра им. М. Горького. Когда мы начинали играть спектакль, было такое ощущение, что в зрительном зале никого нет - так далеко от нас зритель. Именно в этом спектакле это странно. Очень важно, чтобы зритель был продолжением гетто, чтобы была возможность разговаривать с ним, а не что-то показывать.
Но в конце было удивительно, когда дали свет, а зрители стояли. Нам весь спектакль так хотелось пробиться в зал, оказывается, нам это удалось, просто мы не ощущали прямо сейчас такой связи.
Марина Елистратова
Форум "Теарт"