Рамиля ИСКАНДЕР. Царь и царица
На экраны России и Беларуси выходит фильм режиссера Павла Лунгина "Царь", который повествует об одном из самых драматических эпизодов царствования Ивана Грозного. Фильм участвовал в Каннском кинофестивале, открывал Московский международный кинофестиваль. Ивана Грозного сыграл Петр Мамонов, митрополита Филиппа - Олег Янковский, а царицу, жену Ивана Грозного, - Рамиля ИСКАНДЕР - дебютантка в большом кино..
Рамиля, для которой это дебют в кино, сыграла в "Царе" роль Марии Темрюковны - одной из жен Ивана Грозного. Образ царицы колоритен. Красавица Кученей из старинного кавказского рода стала Марией после принятия христианской веры.
Со второго курса челябинского института Рамиля начала работать в областном театре юного зрителя, а с третьего курса стала актрисой драматического театра, где играла и после защиты диплома. Была занята в ведущих ролях. К примеру, играла Агафью Тихоновну в гоголевской "Женитьбе", одну из чеховских героинь в "Вишневом саде". Активно сотрудничала с телевидением, вела авторскую театральную программу. А потом путь Рамили Искандер пролег в Москву.
- Рамиля, как вас пригласил Павел Лунгин на главную роль в фильме "Царь"?
- Я узнала, что идет кастинг на "Мосфильме", пришла на него, но ассистент решительно сказала: я им не подхожу. "Можно я оставлю свои фотографии? - спросила я робко. "Оставляйте". Так случилось, что Лунгин посмотрел спектакль "Берег утопии", где я играла. Теперь уже меня позвали на фотопробы. Я отснялась в костюме, в гриме. В тот же день Павел Семенович сказал: меня отобрали на роль царицы...
- Какую перед вами задачу ставил Павел Семенович?
- Я прочитала много исторической литературы и представляла вторую жену Ивана Грозного. В жизни она была жестокой. Ее воспитал отец как мужчину, она с детских лет ездила на лошади, познакомилась на охоте с Иваном Грозным. Она отбила у него добычу, царь принял ее за мужчину, но когда рванул кафтан, увидел - перед ним женщина.
- Как вы входили в роль царицы?
- Когда садилась гримироваться, уже ни с кем не разговаривала, уходила в себя. У любой агрессии есть первоисточник.
- Эта агрессия передавалась Грозному?
- Безусловно. Царица и царь подпитывали друг друга отрицательной энергией.
- А ваш партнер по фильму Петр Мамонов оправдывает Ивана Грозного...
- Любой артист оправдывает героя, которого играет. Без оправдания ты не сыграешь. Не каждый раз актер играет положительного персонажа. Знаю из актерской практики, что артист любит играть отрицательных героев - тут больше возможности.
- Но режиссер Грозного не оправдывает?
- Лунгин - художник. Если говорить образно, каждый из нас - фигурка в картине, но Павел Семенович видит полностью художественное целое, видит общую историю. Я не думаю, что Лунгин ставил целью показать жестокость Грозного. Его цель как художника состояла в том, чтобы зритель не ответ получил, а вопросы задал и сам на них пытался ответить.
- Как работалось с Петром Мамоновым?
- Он очень неоднозначный, нельзя понять,что он выкинет в следующий момент. Но у нас установился хороший контакт, мы поняли друг друга с первого дня. С ним было легко работать, но он ставил молодых актеров на место.
- Как держался Олег Янковский?
- Для меня это были съемки несбыточной мечты. Олега Ивановича я видела еще на черно-белом экране у себя в деревне, войти на съемочную площадку с ним было страшно. Он произвел на меня неизгладимое впечатление.
- На вас как-то повлияла ваша героиня?
- Если до начала съемок я в себе замечала резкость, то после съемок она исчезла. Я стала мягче. Это заметили коллеги.
- Вам приходилось работать в Беларуси?
- Со спектаклем Мирзоева про святую Евдокию участвовала в театральном фестивале в Минске. Спектакль интересный, в него включены старинные обрядовые песни. Зритель там благодарный, был аншлаг.
- Ваша первая роль в кино такая громкая. Не боитесь дальше тишины?
- Она уже есть. Но меня это не страшит. У меня остается театр - РАМТ, где есть достойные роли. Театр дает силы артисту, а кино их высасывает. Лучше шагать реже, но делать крупные шаги, чем семенить. Я прекрасно понимаю, что таких фильмов много не бывает.
Татьяна Хорошилова
"Союз. Беларусь-Россия"