Роман СТЕПЕНСКИЙ о проекте "Молодые режиссеры - детям"

Роман СТЕПЕНСКИЙ в 2005 году окончил РАТИ (ГИТИС) и был принят в труппу Молодежного театра. Артист занят во всех четырех премьерах, выпущенных в рамках проекта "Молодые режиссеры - детям". В истории про Кота он играет дикого человека, в "Волшебном кольце" - нерадивого Ваньку, в "Бесстрашном барине" примеряет сразу несколько ролей - от лошади до Короля, а в "Почти взаправду" становится слоном.

- На ваш взгляд, хороший детский спектакль сделать сложнее, чем взрослый?

- Хорошую детскую постановку сделать гораздо сложнее, поскольку это должен быть спектакль, который что-то изменит в ребенке. Любая неправда, фальшь будет услышана: ребенка очень сложно обмануть. Если ему не будет интересно, он не станет этого скрывать. А вообще, если спектакль хороший, его будет смотреть зритель любого возраста. Смешная ситуация у нас была на спектакле "Как кот гулял, где ему вздумается". В первом ряду сидел очень представительный и серьезный мужчина лет пятидесяти. И во время действия с ним начали происходить удивительные перемены: в нем просыпался пятилетний пацан, который не скрывал своих бурных эмоций - он громко хохотал и принимал участие в действии. Такое восприятие спектакля дорогого стоит.

- Все спектакли играются на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Как помогает и как мешает актеру камерное пространство?

- Безусловно, возникают самые разные ситуации, связанные с детским непосредственным отношением к происходящему. Дети могут ополчиться на кого-то из героев и высказываться по этому поводу вслух, могут даже выйти на сцену. Если среди детей попадается заводила, то не обращать на него внимания просто невозможно. Но это всегда можно перевести в игру, разрешить ситуацию с помощью юмора. Но есть моменты, которые разрушают действие. И здесь необходимо очень тонко выходить из ситуации, чтобы ребенок не почувствовал, что его усмиряют или укоряют. Но в то же время играть легче, потому что ты чувствуешь дыхание зала, его энергетику.

- Что объединяет все четыре спектакля?

- Режиссерская школа Сергея Женовача, которая предполагает определенную работу с актером. У "женовачей" одно мышление, мощная энергетическая закваска. Они всегда четко знают, чего хотят добиться. Они дотошные в хорошем смысле этого слова, очень кропотливые и огромное значение придают мелочам. В них заложено какое-то удивительное чувство целостности, что очень важно в режиссерской профессии. Каждый спектакль проекта только ставит определенный вопрос, но не отвечает на него. Нет прямых выводов, иначе это было бы нравоучение. Ребенок должен лишь заметить проблему, а поразмышлять над ней он может самостоятельно. Например, в спектакле "Волшебное кольцо" мой герой Ванька проходит почти гамлетовский путь - "быть или не быть". Он меняется. Его меняет то испытание, которое он проходит, получив в подарок волшебное кольцо. Как он меняется? Ребенок об этом должен сам задуматься после спектакля, поговорить с родителями, задать им вопросы: а почему так? хочу я быть таким, как он, или нет?

Светлана Бердичевская
"Театральная касса"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.