Рустем ФЕСАК. Создающий театр
Режиссура самая молодая из театральных профессий. Актерское искусство существует с тех пор, как возник театр, и столько же времени существует драматургия. Практически до конца ХIХ века постановкой спектакля руководили то драматурги, то ведущие актеры труппы, то антрепренеры. Затем начался новый этап в истории театра - спектакли стали создавать. И главным создателем стал режиссер.
Мы беседуем с театральным режиссером Рустемом ФЕСАКОМ. Несмотря на молодость, за плечами этого недавнего выпускника РАТИ уже три спектакля: "Все проплывающие" (Театр "Еt Сеtеrа" п/р А. Калягина), "Сентиментальные повести" (РАМТ) и "Сон Каштанки" (Мелиховский театр "Чеховская студия").
- Рустем, пьесу, ее сюжет, текст сочинил драматург, актеры создали образы персонажей спектакля, используя для перевоплощения внутреннюю и внешнюю актерскую технику. Что же создает, сочиняет в спектакле режиссер?
- Сам спектакль. Говорят, что режиссер собирает творческую энергию драматурга, актеров, художников, композитора и всех-всех, кто работает над спектаклем, и направляет ее в одно русло. Может быть, это правильная точка зрения.
Конечно, спектакль надо сочинять. Нет ничего тоскливее, чем несочиненный спектакль: когда пьеса просто "кладется на голоса", оснащается телодвижениями артистов и оформляется соответствующими декорациями. Воплощение замысла осуществляется в содружестве с актерами, художниками, иногда - с композиторами и драматургами, с техническими работниками. Режиссер должен увлечь, заразить всех участников спектакля своим замыслом в такой степени, чтобы они считали его своим собственным. Творческий "заговор" - важнейшее условие возникновения особой репетиционной атмосферы, атмосферы совместного сочинения, рождения спектакля.
- А как отбирается литературный материал - драма, проза - для будущего спектакля?
- По интуиции и по вкусу. Отбирается то, что трогает. Очень важно первое знакомство с пьесой или прозаическим произведением, "первочувство". Если я испытал волнение, значит, мои чувства оказались затронутыми. Буду искать ответ не на то, какие мысли, какие идеи поселились в сознании, а постараюсь понять, какое чувство разбудило произведение. Первое чувственное восприятие.
Объективности здесь не может быть потому, что при анализе литературного материала сказывается индивидуальность анализирующего. Как бы я ни хотел прочесть Чехова глазами Чехова, а Зощенко глазами Зощенко, это невозможно: я буду читать только своими глазами, из своего времени.
- Из чего же складывается в работе режиссера период от первой встречи с пьесой до начала работы с артистами, т.е. до начала практического создания спектакля?
- Из работы над пьесой, из работы с художником. Вот и все. Это первое придумывание спектакля. Потом он передумывается еще раз десять (улыбается) или больше. "Сентиментальные повести" мы репетировали больше года, можете представить, сколько раз мы начинали все практически с нуля. Возникали какие- то идеи, репетировались, потом проходило время - и возникало понимание, что нужно менять все. Правда, это же следующий этап - работа с актерами.
- Почему в современном театре так много инсценированной прозы? Все три ваших спектакля - это инсценировки прозы Юрия Буйды, Михаила Зощенко, Антона Чехова.
- Наверное, это связано с поиском режиссерами своего театра. И потом, так мною интересной литературы! Почему бы над ней не поработать? Играет свою роль и некоторый кризис в современной драматургии - мало интересных авторов, драматургу сложно найти режиссера, а режиссеру - драматурга, мы как-то разделены в пространстве. Конечно, мне присылают пьесы, надеюсь…
Наверное, вот такой ответ.
- Как рождается художественный образ спектакля? Как происходит взаимодействие режиссера и художника?
- Ну, сначала просто это разговоры, а потом, дай бог, что-то рождается. Мне легко с моим художником Ольгой Васильевой, я ей очень доверяю, ее вкусу, ее знанию театра. Если режиссер не доверяет сценографу, он обкрадывает себя. Мы взаимно дополняем друг друга, как мне кажется. Сценография - это пространство, движение, время, свет. Художник выражает зрительными образами чувства, эмоции режиссера, актеров, но не только. Он часто сам генерирует настроение спектакля, заражает им режиссера. Цель-то у нас общая: передать настроение зрителю, погрузить его в историю, которую мы рассказываем.
- Когда зритель не чувствует "руку режиссера" - это хорошо или плохо?
- Хорошо. Это очень хорошо! Это показатель класса режиссера: когда зритель не думает о режиссерских находках, забывает имена актеров, а полностью погружается в ту жизнь, которой живут персонажи.
Я в профессии ощущаю себя очень молодым. Поэтому все, что делаю и говорю, - это почти наугад. Вот вы спрашивали, как создается спектакль, что сочиняет режиссер. Для меня самого этот вопрос - открытый. И каждая новая постановка - другая. Это не только путь к автору, но и путь к собственному спектаклю. Я никогда не боюсь прислушиваться к мнению более опытных людей. Это и Ольга Васильева, театральный художник, которого я могу назвать своим художником, и артисты - настоящие мастера, с которыми удалось поработать: Елена Галибина, Ульяна Урванцева, Юрий Голышев, Евгений Редько. Не могу не вспомнить своих учителей: Л.Е. Хейфеца. Н А. Зверева и А.В. Бородина.
Для меня театр сейчас - это не столько постановки, сколько учеба у мастеров. Поверьте, это не вредит самостоятельности спектакля. Ведь театр это всегда общее дело. Режиссер, конечно, ведет процесс, но каждый это делает по-своему, а я всегда боюсь потерять творческую энергию людей, которые вокруг меня.
- Актер - это материал для работы режиссера или со-создатель?
- Не материал, это точно. Актер - это создатель. Режиссерские всевластие, сверхактивность и актерская пассивность - довольно распространенная ситуация в театре. Но творческую личность формирует только самостоятельная деятельность. Импровизация требует энергии, выдумки, инициативы. Благодаря импровизации актер обнажает духовный мир героя, со всеми подробностями, нюансами, внутренними противоречиями. Сила театра, несомненно, заключается в полноте самовыражения неповторимой индивидуальности и актера, и режиссера.
Моя работа заключается в том, чтобы помочь актеру найти самого себя, "выявить" свою личность до возможно большей глубины, помочь отделить в своей работе то, что действительно представляет из себя его настоящую индивидуальность, от общего, театрального. А такая работа требует, чтобы мы жили душа в душу в течение всей работы.
Спектакль - это оркестр, в котором у каждого инструмента есть своя партия, а ведущая всегда должна принадлежать актеру.
- Рустем, сейчас вы один из немногих режиссеров, чьи спектакли воздействуют на чувства, а не только на интеллект. Я помню, с какими просветленными лицами выходили зрители после спектаклей "Все проплывающие" и "Сентиментальные повести", как живо реагировали дети и как они сочувствовали маленькой собачке в спектакле "Сон Каштанки". Желаю вам развивать это редкое качество! Светлые чувства всегда редки и всегда в цене.
- Спасибо! Приходите в театр!
Аксинья Крылова
"Studio Д'Антураж"