Татьяна МАТЮХОВА: "Той девочкой была я"

В современном театре понятие амплуа заметно устаревает - режиссеры предпочитают работать с артистами универсальными, способными сыграть Гамлета и Винни-Пуха. А было время, когда на актерском курсе наличие травести являлось обязательным, ведь без этих маленьких угловатых девочек-подростков не мог бы состояться ни один утренник.
Сегодня травести не сыскать днем с огнем. Не считая, конечно, многочисленных шоу, выстроенных на приеме переодевания в одежду противоположного пола. Но театр в этом смысле обеднел.

Художественный руководитель Молодежного театра Алексей БОРОДИН объясняет это тем, что разделение на амплуа давно стало условным для отечественных подмостков и по большому счету травести теперь уже не востребованы. "Роли мальчиков может играть и молодой артист, а совсем не обязательно актриса маленького роста с изящной фигурой и задорным голоском. Изменилась эстетика театра". Алексей Бородин вспомнил спектакль Адольфа Шапиро в Рижском ТЮЗе, где детей играли пожилые артисты: "Это было удивительно и прекрасно. Через несколько минут забываешь, что перед тобой великовозрастные люди. И впечатление было неизгладимое - беззащитность старика перекликалась с беззащитностью ребенка, получался художественный эффект. А это и есть главная цель любого спектакля".

В РАМТе служит Татьяна МАТЮХОВА - одна из немногих актрис на столичной сцене, кто работает сегодня в жанре травести. Хотя еще недавно были времена, когда актрисы этого жанра пользовались большой популярностью. Среди них - Ольга Волкова, Ирина Соколова и Антонина Шуранова в Ленинградском ТЮЗе, а в Москве в те же годы блистали Валентина Сперантова, Лидия Князева, Мария Бабанова, позже - Бронислава Захарова, Глина Иванова, Маргарита Куприянова, Тамара Дегтярева, Лия Ахеджакова и многие другие.

- Травестийное амплуа действительно вырождается, - говорит Татьяна Матюхова "Театралу". - И те, кто еще в нем работает, - уходящая натура. Хотя я считаю, что эти роли в детских спектаклях дают очень много. Ты как бы снимаешь с себя слой жизни, сбрасываешь тревоги, обыденность. Взамен получаешь внутреннюю свободу. Но главное - теребишь в себе маленького человечка. Мне это очень нравится. Кстати, мой папа изначально был против, чтобы я становилась актрисой. Все время повторял: "Посмотри на себя! Кого ты будешь играть? детишек и зайчишек? Это будет трагедия в твоей жизни!" Зато потом, когда уже приезжал на студенческие спектакли, гордился.

Занятно, что взрослые, порой, гораздо больше уверены, будто в детском спектакле роли исполняют ровесники их детей, Я помню, как одна дама, интересовалась у нашего администратора спектаклем "Сотворившая чудо". Она пришла покупать билеты, чтобы повести на него ребенка во второй раз и спросила: "Где же вы нашли слепо-глухонемую девочку да чтобы она еще так играла?" Той девочкой была я... А вообще, всегда прошу знакомых, которые приводят детишек, чтобы не тащили их к нам в гримерку - малышей постигает разочарование. Никогда не забуду, как девочка лет семи рыдала, увидев, что перед ней совсем не рыжий Адриан, а я.

Сейчас стало модно приглашать на роли в детских спектаклях маленьких актеров. "Театрал" поинтересовался у актрисы, как относится она к этой тенденции.

- С долей сомнения. дети, конечно, молодцы - всегда радуешься за них. Однако никто и никогда не доверит ребенку сыграть в спектакле главную роль, пусть и для его же ровесников. Это невозможно с точки зрения практики театрального искусства.

Ксения Редичкина
"Театрал"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.