Том СТОППАРД. Интервью в Испании
Он говорит медленно и дружелюбен без слащавости. Он держит дистанцию, как и положено Сэру, и после 35 минут разговора заканчивает интервью словом "спасибо", которое не оставляет места сомнению. Том Стоппард, один из наиболее выдающихся драматургов XX века, представил вчера в Мадриде свою трилогию "Берег утопии" на русском. Три пьесы - всего девять часов представления - покажут в Независимом театре Барселоны: за три дня зрители могут посмотреть их все или любую из трех по отдельности.
- Вы разделили свою пьесу на три части, потому что она была слишком большой. Что вы посоветуете зрителю, посмотреть ее всю целиком или по одной части каждый день?
- Я попытался написать пьесу так, чтобы ее части можно было смотреть в любой последовательности, но, если быть честным, лучше всего смотреть ее в правильном порядке. Последний раз, когда я смотрел пьесу целиком, в Нью-Йорке, постановка была прекрасной, и это был восхитительный опыт. Они даже сделали значки с надписью "Я прошел марафон Утопии". Думаю, если у вас есть возможность и мужество, лучше всего посмотреть ее целиком.
- Как бы вы написали эту пьесу, если бы речь в ней шла о зарождении XXI века, а не XX?
- Я могу сказать только одну вещь, если бы мне пришлось писать ее заново, я не поддался бы искушению исторического повествования. Сейчас мне на десять лет больше, чем когда я начал писать "Берег утопии", и мне не хотелось бы ждать еще четыре года, чтобы увидеть ее на сцене.
- Над чем вы сейчас работаете?
- У меня есть идея, но она еще не оформилась в произведение. С другой стороны, я не хочу сказать: "Ну, я уже написал все самое важное, поэтому теперь я напишу небольшую пьесу на 25 минут, в которой два персонажа разговаривают в подвале ресторана". Нет. Если я возьмусь за пьесу, я хочу сделать что-то роскошное, очень дорогое, очень изощренное, с оркестром и фигуристами… и с несколькими лошадьми.
- Вы писали успешные сценарии для фильмов, но как режиссер выступили только в фильме "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Почему вы не сняли больше фильмов, как режиссер?
- Правильный вопрос здесь, почему я снял этот фильм, если я не режиссер. Это была очень скромная постановка, и продюсеры давали поддержку, только если я становился режиссером. Может быть, они думали, что я окажусь Орсоном Уэллсом. Когда фильм был завершен, к сожалению, стало понятно, что я не Орсон Уэллс. Фильм неплох, но полгода назад я пересмотрел его и умирал от желания сократить его на 15 минут: он слишком медленный.
- Ходят слухи, что вы сценарист некоторых походов Индианы Джонса Спилберга и "Мести ситхов" Джорджа Лукаса.
- Первое, что я хочу заявить, это что я не являюсь тайным сценаристом Стивена Спилберга или Джорджа Лукаса. Все дело в том, что мы друзья, и нередко друг просит тебя просмотреть какую-нибудь сцену или страницу, которая ему не понравилась. Это как сосед, который просит у тебя полчашки сахара. С другой стороны, иногда я считаю, что сочинительство - это что-то не очень серьезное, не такое чопорное, что-то более неформальное, и приятно посвятить часок после ужина диалогу, который не получается у друга, прежде чем снова погрузиться в свою собственную работу.
Pedro Vallin
La Vanguardia