Алла Лисицина: "Театр - сфера работы души"

Каждый ли детский театр ведет работу со зрителями? Интересны ли они ему вне зрительного зала? Как протянуть ниточки общения? Пожалуй, лучше других ответы на эти вопросы знают в РАМТе, где различные зрительские клубы существуют уже много лет и попасть в которые - дело непростое. Моя собеседница - детский режиссер-педагог, руководитель клубных программ РАМТа Алла Лисицина.

- Алла Евгеньевна, я знаю, что, несмотря на кризис, ваш театр не только не сворачивает свою клубную работу, но продолжает развивать ее…

- В 1921 году Театр для детей возглавила Наталия Сац - вот тогда, собственно, работа со зрителями и началась. В то время было много брошенных детей - разлученных революцией с родителями, плюс огромное количество сирот. И беспризорники никому нужны не были. А вот Наталии Ильиничне они были небезразличны. Она их собирала, обогревала, кормила и для них в первую очередь стала показывать какие-то сценки, которые потом перерастали в спектакли. И бездомные стали заядлыми театралами.

- А чем Сац притягивала детей? Только спектаклями?

- Сначала да - детей было важно увести с улицы. Потом для них стали устраивать чаепития вместе с артистами, их звали на совместные читки, на разбор спектаклей - они попадали в такой процесс, от которого оторваться было совершенно невозможно. Театральная "прививка" действовала потом до конца дней - некоторые из ребят становились артистами, а прочие сохранили зрительскую любовь к театру на всю жизнь. Детский театр  - для детей. А как же еще?

- В истории РАМТа это беспрерывный процесс?

- В нашем театре и в его клубах, в частности, всегда работали люди преданные делу до самозабвения и независимо от времени, мы стараемся зрителям передавать свою любовь к искусству Мельпомены. Были, конечно, 90-е, когда театры приравняли к прочим предприятиям, которые должны выпускать некий, приносящий прибыль,  продукт. Но театр никогда, ни в одной стране делом прибыльным не был, в особенности театр для детей. И тогда Алексей Бородин, который уже стал худруком РАМТа, принял единственное правильное на тот момент решение - он расширил границы зрительской аудитории, назвав театр Молодежным, а, значит, получил право ставить спектакли на любой возраст. Театр выжил, а вместе с ним и наша педагогическая работа.

- Надо ли как-то по-особому заинтересовывать театром сегодняшних детей?

- На самом деле дети сегодняшнего дня не так уж сильно отличаются от вчерашних и позавчерашних. Только в руках у них другие игрушки - гаджеты. Все точно так же - они в коллективе, внутри которого соответствующие взаимоотношения. И их дети переносят в театр.  Мы задумались: а нужно ли детям ходить в театр школьными стаями, нужно ли это самому театру? И мы решили сделать ставку на семью, нам показалось, что именно она сможет вывести ребенка из сложившегося художественного вакуума - ведь не в каждой школе теперь есть полноценные уроки рисования, музыки, о черчении, танцах я уже не говорю. Даже если эти предметы и есть, то отношение к ним как к необязательным. В театре ребенок может увидеть целый синтез художественного творчества, а наша задача - познакомить их с этим миром поближе. В общем, куда мы, взрослые, детей поведем, такими они сегодня и будут.

- Нередко приходится слышать от молодых родителей, что театр - это только развлечение…

- Если сердце, душа, эмоции для них область развлечений, то это печально. На самом деле театр - работа души. Все, что происходит на сцене, должно трогать ребенка за сердце, а эмоции, которые порождаются действием на сцене, должны выплеснуться. Если этого не происходит, идти в театр совершенно бесполезно. Постепенно, к сожалению, исчезает  культура восприятия, мышление стало клиповым. А художественный материал все-таки требует осмысления. Общение сверстников между собой после спектакля и с театральными педагогами - в этом смысле большое подспорье. Но самое главное - все-таки сам спектакль, такой, который, как художественное произведение, втягивает ребенка полностью и делает соучастником. Тогда он испытает те эмоции и чувства, которые захочется испытывать снова и снова - в нем проснется человеческое.

- А нужны ли сейчас, в век техники и компьютеров, эмоциональные люди?

- Техника к душе отношения не имеет, это, скажем так, область головы. Можно быть сверх умным человеком, но совершенно безэмоциональным. На мой взгляд, нет ничего страшнее умного подлеца. А вот уметь отличать черное от белого, уметь сочувствовать, сопереживать, негодовать по поводу дурных поступков - этому учит театр.

- А кто они, родители, которые приходят к вам в семейные группы?

- Совершенно разные люди. Мы даже проводили анкетирование, чтобы знать с какой аудиторией работаем. Это и гуманитарии, и технари, люди без специальности, это москвичи и жители Подмосковья, даже из Петербурга на наши занятия люди специально приезжали. Но объединяет всех их любовь к театру и тонкая душевная организация. И детей своих они хотят видеть такими же, поэтому и приводят к нам с самого раннего возраста.

- А обязательно ли детишкам заниматься вместе с родителями?

- Я думаю, что лучше все-таки с ними. Во-первых, родители точно так же, как дети, не умеют разговаривать о театре и о спектаклях. Их в свое время этому не научили, а поколение 90-х просто выпало из этого процесса: в то время и со спектаклями была проблема и такой работой никто не занимался. Поэтому занятие с театральным педагогом полезно обоим. В семью переносятся и возникшие на занятии вопросы, дома они обсуждаются и общий интерес сплачивает домашних. И еще один момент - ребенок смотрит на свою маму или своего папу в новых обстоятельствах, видит новые их стороны, то же самое происходит и с родителями - люди как будто узнают друг друга заново, а это очень ценно. Занятия мы строим таким образом, чтобы мама и сын не попадали в одну подгруппу - так легче увидеть родного человека со стороны. Если педагог занимается только с детьми - все, что они получили, дальше стен театра не пойдет - у детей есть такое свойство - маме дома ответят только: "Все было хорошо", а мама не будет знать, о чем спрашивать. А вот если вместе занимались - эффект двойной.

- Как организованы занятия с детишками в семейных клубах РАМТа?

- На первой ступени (от шести лет) мы учим ребят смотреть спектакль и понимать, что в действе заняты не только артисты. В спектакле есть свои роли у предметов, света, звука, костюмов, грима и артист без всего этого на сцене существовать не может. Детей постарше мы знакомим с театральными специальностями и они находят здесь для себя массу тех интересных вещей, о которых услышать и узнать могут только в театре.

- А бывали случаи, когда интерес ребенка пошел дальше и он выбрал одну из театральных профессий на всю жизнь?

- Сколько угодно! В группах, где занимаются подростки от 12 до 14 лет, театральный "вирус" живет уже довольно крепко и все наши рассказы ложатся на благодатную почву. Кто-то потом становится актером, кто-то увлекается звуком, иные - сценографами, художниками по гриму, по костюму. Мы даем возможность попробовать себя в этих профессиях, и ребенок начинает понимать близко ли ему это, хочет ли он остаться в театре на всю жизнь. Эти прозрения происходят буквально на наших глазах!

- Я знаю, что у вас нет недостатка в тех, кто желает приобрести абонементы семейных клубов. Это только постоянные посетители РАМТа?

- Люди с улицы, честно говоря, бывают редко. В основном к нам приходят те, которые хотя бы один спектакль посмотрели и зашли на наш сайт. Сам ребенок, особенно в возрасте от 6 до 12 лет, конечно, не в состоянии выбрать спектакль, самостоятельно купить билет и прийти в театр. Сюда его приводят родители. Они отлично понимают своих детей и знают, что им может понравиться. Когда родители начинают узнавать, что интересного есть в детских театрах, все пути, как показывает опыт, ведут в РАМТ.

Наталья Косякова
"Афиша ПроАртИнфо"
05.08.2015
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.