Елена ЛЫСЕНКО: эссе для творческого конкурса студенческих работ

Когда попадаешь в "объятия" театра, такие теплые, яркие и настоящие, тебе открывается удивительный, волшебный мир. На твоих глазах рождается живое, хрупкое пространство, такое же реальное как твоя жизнь и такое же нереальное как твои фантазии. Театр - как чтение книги, как проживание множества жизней и ситуаций, как маскарад, как полет в космос, как погружение в свою душу… Он многогранен, потрясающ и неиссякаем!

Сама я люблю театр со школьных лет, участвовала в школьных спектаклях, утренниках. Детский восторг, горящие глаза, улыбки - ни с чем не сравнимое счастье. В настоящий момент, учась в университете, занимаюсь в нашем театре. Очень по-разному переживаются два состояния: в качестве зрителя и в качестве актера. В первом случае, тобой владеет, созерцание, ожидание, напряжение и сопереживание происходящему. Во втором, ты сам - причина рождения чувств и пространства спектакля. И то и другое - по-своему удивительно.

Хотя театр школьный и студенческий далеко не то же самое, что академический, в котором заняты профессионалы, люди - выбравшие театр делом своей жизни! Режиссеры, актеры, звукорежиссеры, звукооператоры, рабочие сцены, обслуживающий персонал - все эти люди создают пространство театра. Не зря говорится, театр начинается с вешалки. Здесь все должно быть особенным, начиная с порожек, по которым вступаешь в мир творчества, и заканчивая занавесом, обрамляющим театральное действо и сцену и одновременно, приглашающим сюда снова и снова …

Конечно, театр нужен молодежи, нужен детям. Он воспитывает ум и душу, помогает разобраться в себе, увидеть прошлое, настоящее и будущее своими и чужими глазами. И что самое важное сегодня, в наш век информационных технологий, он (театр) живой, с сиюминутными живыми эмоциями, которые есть только здесь и сейчас и они такие. Почему именно Молодежный театр нужен молодежи? Чтобы развиваться, учиться, наслаждаться, размышлять, соприкасаться с живым искусством. Молодежный театр ориентирован на молодую по духу публику, он активен, не боится искать новые пути к зрителю, экспериментировать и в то же время, достаточно традиционен. Молодежный театр предлагает интересный репертуар. Каждый спектакль - это зрелище, тонкая работа ума, воображения и профессионализма. На сцене Молодежного театра наряду с новыми произведениями можно увидеть проверенную временем классику. Но всегда, это свой взгляд, свои интересные стилевые решения. И любой спектакль в Молодежном тому пример ("Фандорин" Акунина, "Портрет" Гоголя и др.).

Такой репертуар, на мой взгляд, очень удачен. Во-первых, ориентирован на разного зрителя. Во-вторых, умение качественно и интересно работать с разного рода произведениями, как временной характеристики, так и жанровой, говорит об уровне театра. В-третьих, театр, таким образом, задает "моду" на литературу, выводит одни произведения на первый план, делая их известными, дает возможность интерпретировать произведения прошлых столетий по-новому, делая их вновь актуальными.

С самого первого прихода в Молодежный театр, я в него влюбилась окончательно. Понравилось, что без проблем дали билеты по студенческим, "вежливо раздели", рассадили в зале; понравился очень спектакль ("Инь и Ян, черная версия"), на высоте сама постановка, игра актеров, особенно понравились Глаша, Маса, Фондорин, поразила смена декораций -динамичное, стильное искусство. Тут же захотелось прийти на другую версию спектакля. Получилось, и опять удачно! Так и пошло! Кажется, только несколько месяцев назад была новичком в театре, теперь постоянный зритель! Быстро и незаметно РАМТ стал частью моей жизни.

Очень здорово, что театр постоянно движется на встречу зрителю! На мой взгляд, это правильное направление. Постоянно проводятся интересные встречи, конференции, работают не одна, а целых 3 сцены, каждая со своим пространством и аурой. Не дают даже какой-либо возможности разочароваться в себе профессионализм режиссеров и актеров, хорошее и приветливое обслуживание. Красивы, праздничны интерьеры театра.

Меня Молодежный покорил таким, каков есть сейчас, но ничто не может стоять на месте, движения вперед требует сама жизнь…

Как мне кажется, театру следует двигаться в сторону зрителя и дальше. Конечно, не стоит смещать акценты в пользу привлекательных для зрителей мероприятий, ведь в театре главное действие - спектакль. Но использование дополнительных возможностей для обогащения театральной жизни необходимо. Итак, назовем это использование дополнительных возможностей - «тактика обогащения театра». Обогащение, не в смысле получения большого количества денег, в смысле развития и усовершенствования. Как известно, термин обогащение используется в отношении переработки железной руды, и из 37% железа в добываемом сырье получается продукт - рудные окатыши, с 65%-ой долей железа. Попытаемся создать программу, которая послужит увеличению возможностей театра, как в плане воздействия на зрителя, вовлечения его в процесс театральной жизни, так и в плане "раскручивания", повышения его популярности, а значит и улучшения материального благосостояния.

Первое, что можно сделать, усилить впечатление зрителя от спектакля, путем погружения зрителя в эпоху и среду спектакля, показываемого в этот день. Для этого, например, может подойти вариант, когда встречать зрителей в холле, в залах будут соответствующие персонажи и герои, возможно в буфете подавать блюда и напитки "нужного" времени и места.

Второе - вовлечение зрителя в пространство и время спектакля, опять же во время сбора зрителей, а также во время антракта и объявления спектакля можно задействовать тематических персонажей, возможно, привлекая зрителей, используя разного рода игры и задания.

Третье - использование информационных технологий. Здесь имеется в виду, усовершенствование сайта, где можно не только узнавать информацию о билетах, истории театра, репертуаре, конкретных спектаклей и актерах, но и показ видео-фрагментов спектаклей, создание такого табло, где уже отображались бы купленные билеты. И, наконец, мне кажется, полезным разработка специальной игры про театр, или в театр, в которой, зрители, могли бы создавать свои театральные труппы, придумывать и реализовывать свои сценарии и т.д. Это может послужить значимой точкой соприкосновения театра и молодежи, театра и детской аудитории, учитывая большой интерес данной категории к новой информационной среде.

Четвертое, что также может быть интересным для Молодежного театра, как мне кажется, это использование природной среды в качестве проведения спектаклей. Известно, что в 18-19 веках были популярны так называемые воздушные театры, то есть представления, происходящие на воздухе. Конечно, для проведения театров на открытом воздухе подходит теплое время года, и необходимы соответствующие сцены, но, на мой взгляд, это было бы интересно. Отчасти, мы восстанавливаем традиции прошлого, отчасти расширяем территориальное пространство театральной деятельности. Получается как с использованием информационных технологий, только совершенно другим путем. Возможно, восстановление театральных площадок при усадьбах Подмосковья и не только, тем самым получится сделать более туристически-привлекательными просторы нашей Родины для проведения здесь летнего отдыха. Можно также совершать небольшие выезды на природу с небольшим количеством зрителей, возможно победителей очередных конкурсов. Что-то вроде творческого пикника…

Стоит добавить, что проведение новых конкурсов и интересных творческих проектов, тоже необходимо сделать хорошей традицией. В совместном творчестве и контактах со зрителями будут рождаться все новые идеи, которые помогут сделать мой любимый РАМТ еще лучше!
Успехов, Здоровья и ТВОРЧЕСТВА!

Всегда ваша,
Елена Лысенко,
студентка РГГУ, Факультет Истории Искусства, 4 курс
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.